Бегущая строка

Блог клуба - НОУ МОУ СОШ № 5, г.Николаевск-на-Амуре

RSS-лента
24 июля 2013

Методическими рекомендациями для учителей по организации исследовательской деятельности школьников в рамках научного общества учащихся

«Методические рекомендации для учителей по организации исследовательской деятельности школьников в рамках научного общества учащихся (НОУ)».

Содержание:

I Введение.

II. Методические рекомендации для учителей по организации исследовательской деятельности школьников в рамках научного общества учащихся (НОУ)

1. Значение НОУ в организации исследовательской деятельности учащихся и в выполнении проекта «Натуралист».

2. Роль проекта «Натуралист» в развитии одаренных детей.

3. Методические рекомендации по выполнению проекта «Натуралист»:

а) раздел коллекции «Библиотека»

б) раздел коллекции «Игротека».

4. Роль научно – практической конференции в исследовательской деятельности школьников.

III. Заключение.

1. Библиография.

2. Приложения.

I. Введение

Особенность нашего времени – это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социально экономической и производственной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально функционировать в сложном и требовательном обществе. А быть грамотным - означает быть просто лучше образованным. Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность, а это непосредственно связано с развитием способностей у детей. Я уверена, для того чтобы сделать обучение качественным, значимым и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность учащихся в образовательный процесс школы. Одно из главных направлений моей деятельности – работа над повышением престижа знаний школьников, так как знания – результат разнообразного и, прежде всего, творческого труда. Проблема работы с одаренными детьми для меня очень актуальна. В школе обучается немало детей, имеющих ярко проявляющиеся способности. Распознать способности у школьников, а также содействовать их развитию является для меня областью особого внимания. Меня беспокоит продолжающее падение престижа знаний у школьников. Резкое расслоение ученической среды по отношению к учению. В этих условиях все труднее сделать учение субъективно значимым видом деятельности для каждого ученика. Это в свою очередь уменьшает развивающую и воспитывающую роль учения, а познавательный интерес, к сожалению, не всегда направлен на школьную программу. Учение – это большой и нелегкий труд, это труд души, формирующий личность. В школе обучается немало детей, имеющих ярко проявляющиеся способности: учебные, познавательные, умственные, интеллектуальные и т.д. Распознавание способностей у детей, а также содействие их развитию является областью особого моего внимания. Как правило, каждый нормальный человек получает от природы какие- то задатки (большие или малые) к каким-то способностям. Однако, в процессе жизни, воспитания, самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть, и погублены неразумным обучением и воспитанием.

В своей деятельности я определила цель и задачи в работе с одаренными детьми.

ЦЕЛЬ работы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, самоопределению в соответствии со способностями.

Задача творческого развития школьников ориентирует меня на использование в работе современных технологий. В работе с детьми коллектив использует ряд технологий, но ведущее место занимает исследовательская технология в развитии талантливых детей. Я уверена, для того чтобы сделать обучение качественным, значимым и творческим - необходимо включить исследовательскую деятельность учащихся в образовательный процесс школы.

В своей деятельности реализую исследовательскую деятельность через урок, внеклассную работу по предмету и НОУ. Для осуществления проекта «Натуралист» объединила не только одаренных, но и «трудных» детей для выполнения интересной, творческой работы, они с большим желанием трудятся над заданиями проекта, стараются не подвести свою группу. Таким образом, исследовательская технология в развитии одаренных школьников имеет большое значение и должна осуществляться через преподавание каждого предмета.

II. Методические рекомендации для учителей по организации исследовательской деятельности школьников в рамках научного общества учащихся (НОУ)

1. Значение НОУ в организации исследовательской деятельности учащихся и в выполнении проекта «Натуралист».

Внеклассная работа по предметам помогает реализовать научно- исследовательскую деятельность и позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Важную роль в стимулировании одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности исследовательского характера имеют олимпиады, фестивали, конференции, выставки, предметные кружки и факультативы конкурсы. На протяжении многих лет, ведя исследовательскую работу на уроках, внеклассных занятиях появилась необходимость объединить одаренных детей разных возрастов для того, что бы увидеть динамику развития школьников. Воспитание ученика исследователя - это процесс очень сложный и трудный, но он открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникшие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление школьников, добываются знания, формируются умения.

Совместная деятельность дает возможность общения друг с другом, слушать и слышать другого, обмениваться опытом и тем самым способствовать развитию каждого ребенка. Все перечисленное стало главной причиной для организации научного общества учащихся (НОУ) в нашей школе.

Опыт в проведении исследовательской работы был, школьники под моим руководством ежегодно выполняли исследования, участвовали в городских, районных, краевых конференциях, фестивалях, конкурсах и небезрезультатно. Работали школьники индивидуально под руководством учителя. Три года назад на определенном этапе большая группа старшеклассников овладела исследовательскими навыками, у них, появилось желание выполнять исследовательские работы на более высоком уровне, обмениваться опытом работы, общаться больше друг с другом, выполняя исследования, слушать и слышать других. И поэтому возникла, необходимость объединить одаренных детей для того, что бы увидеть динамику развития школьников, ни кто не будет оспаривать, что совместная деятельность способствует развитию каждого ребенка, развитию его одаренности. Как всё начиналось?

Как всё начиналось?

Провели собрание, на котором решили создать научное общество учащихся в школе для развития у школьников исследовательских навыков, развития одаренных детей, учить проводить грамотно и научно исследования, оформлять и защищать работы. Нас было всего – 28, но все работали с большим интересом, желанием, познавали новое, ошибались и исправляли ошибки. Провели первое собрание, на котором избрали Совет НОУ, руководителя, секретаря, определили цель, задачи НОУ, направления в работе, разработали и утвердили положение, структуру деятельности, утвердили список учащихся, циклограмму деятельности, выбрали название, эмблема, девиз, формы деятельности и тематику исследовательских работ школьников. Первый год наше общество было однопрофильным: естественно – научного направления. Регулярно проводили учебу членов общества, учителей, приглашали на открытые занятия желающих школьников, показывали презентации работ, стендовые проекты, выступали в классах и рассказывали об исследовательской работе. Своей работой мы заинтересовали многих школьников и педагогов, начали формироваться новые творческие группы, радовало, что уже к нам сами школьники, учителя обращались за советами. В конце учебного года провели научно – практическую конференцию и пригласили всех желающих. В результате проведенной работы НОУ становится многопрофильным и состоит уже из 9 творческих групп: «Биология», «Физика», «Химия», «География» пополняется новыми творческими группами: «Математика», «История», «Малыши», «Английский язык», «Литература». Сегодня НОУ активно работает в школе, школьники с большим удовольствием занимаются исследовательской деятельностью и имеются результаты: 8 дипломов с Всероссийских фестивалей «Портфолио», «Открытый урок», «Созвездие», а на краевой научно – практической конференции в ноябре этого года НОУ награждено грамотой «За лучшую презентацию научного общества» и ценным подарком. Сегодня в школе вся исследовательская деятельность проходит через научное общество, мы, отмечаем, что с каждым годом работа в НОУ становится интересней и значимой для учеников и учителей. Только за время работы над проектом школьники под руководством педагогов создали фильм о работе научного общества, видеоролик, сайт, имеется презентация. Если в вашей школе нет научного общества – создайте его, и вы сразу ощутите большую помощь школьников, их заинтересованность и успех в работе. Главное в деятельности НОУ и творческой группы «Биология» занимает работа над выполнением проекта «Натуралист».

2. Роль проекта «Натуралист» в развитии одаренных детей.

Одна из форм методической работы школы – работа с одаренными детьми. Проблема работы с одаренными детьми для меня очень актуальна. С этой целью в 2006 году в рамках ИСО разработала проект «Натуралист» и для работы объединила одаренных детей разных возрастов. Проект «Натуралист» предназначен для учителей биологии, географии, экологии, реализующих региональный компонент в 6-11 классах, а также предусматривает создание коллекции с разделами: «Научно-исследовательские работы школьников» и «Игротека» и методических рекомендаций для учителей.

Цель проекта: создание ЦОРа, содержащего методические рекомендации и дидактические средства, позволяющие развивать исследовательские навыки учащихся при изучении регионального компонента. Задачи проекта:

1. создать методические рекомендации для учителей по организации проектно – исследовательской деятельности школьников на факультативных занятиях, элективных курсах, в урочной и внеурочной деятельности. 2. Создать ЦОР с коллекцией, в состав которой входят:

" Игротека" (набор деловых и ролевых игр по заявленной тематике) по проверке знаний детей в игровой форме по темам регионального компонента.
"Библиотека" (банк научно – исследовательских работ учащихся и информационные данные по флоре, фауне, экологии Николаевского района).

Проект «Натуралист» способствует моделированию новых электронных учебных материалов, а созданная коллекция будет использована как информационный ресурс в школах города и района, в библиотеке, библиотечной сети района, в школах города, а также может стать дополнением справочного аппарата для работы школьников, педагогов, работников музея имени В.Е.Розова. Раздел коллекции «Методические рекомендации для педагогов» содержит методические рекомендации для учителей по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на факультативных занятиях, элективных курсах и во внеурочной деятельности и рекомендации по составлению игр по региональной тематике. Методические рекомендации помогут молодым учителям организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся в учебном процессе, на факультативных занятиях, элективных курсах и во внеурочной деятельности. На основе разработанных проектов можно всегда разработать исследовательские работы и создать коллекцию игр по региональному компоненту, а также создать банк научно - исследовательских работ с презентацией для творческой работы педагога и школьников. Методическое обеспечение поможет учителю организовать и использовать деловые и ролевые игры, проектно-исследовательскую деятельность учащихся в рамках НОУ (научного общества учащихся) по изучению флоры, экологии и фауны Николаевского района и влияния окружающей среды на здоровье человека.

3. Методические рекомендации по выполнению проекта «Натуралист».

Практику проведения учебных исследований школьниками рассматриваю как особое направление внеклассной и внешкольной работы. Данная деятельность тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Работе над проектом «Натуралист» предшествовала большая подготовительная работа: необходимо было разбудить и воспитать познавательный интерес к исследовательской деятельности у школьников, поднять престиж знаний у школьников к предмету.

Цель проекта: создание ЦОРа, содержащего методические рекомендации и дидактические средства, позволяющие развить исследовательские навыки детей при изучении регионального компонента.

Сначала в работу над проектом были включены два педагога, 28 учеников, 3 ОУ. В работе над проектом определила главные задачи:

1.В процессе работы обучить учащихся технологиям научных исследований – методике научного исследования, конструированию, проектированию.

2.Организовать самостоятельный поиск и исследования научных проблем.

Проект «Натуралист» нацелен на создание WEB-сайта с методическим обеспечением по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках НОУ (научного общества учащихся) по изучению флоры и фауны Николаевского района и влияния окружающей среды на здоровье человека. Содержание проекта рассчитано на учащихся основной и средней школы (6 - 11 классы) и может быть использовано при проведении уроков биологии, экологии, географии, факультативных занятий, элективных курсов и внеклассных мероприятий.

Как организовать учебное исследование?

Первый этап деятельности.

На первом этапе важно правильно определить проблему исследования, т.е. выбрать тему исследования. Тема для исследования должна быть интересной школьнику и при этом должна нести в себе познавательный заряд. В работе с учащимися среднего звена важно использовать темы из основной эмпирической группы - предполагающие, требующие проведение собственных экспериментов. Несколько советов по выбору темы, можно назвать их правилами выбора темы исследования:

1.тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;

2.быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования;

3.быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности;

4.тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро;

5.доступной;

6.должны сочетаться желания и возможности.

Выбирая тему, педагог должен учесть наличие необходимых средств и материалов, т.е. исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождает «пустословие». Это не только не содействует, а, напротив, существенно мешает развитию критического мышления, основанному на доказательном исследовании и надежных знаниях. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одаренных, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, не надо затягивать время. Действовать следует быстро, пока интерес не угас. Постепенно интересы становятся устойчивее. Естественно, что способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; четко их, расклассифицировав, сделать выбор, оценив без эмоций, как и положено исследователю, эффективность каждого способа.

Чтобы работа с одаренными детьми была целенаправленной и поставленной на научную основу я систематически провожу диагностику по выявлению познавательных интересов учащихся. Анкетирования, исследования школьников позволили определить мне Зону Ближайшего Развития каждого одаренного ребенка и создать условия для развития их способностей и талантов.

Следовательно, учитывая все рекомендации на первом этапе деятельности по проекту «Натуралист» совместно с детьми определили проблему исследования, сформировали мини-группы согласно интересам детей, определить тематику мини-проектов, задачи, ожидаемые результаты и сроки выполнения предстоящей работы.

Цели:

1.Разработка методики (плана) изучения флоры и фауны Нижнего Амура.

2.Планирование и организация поисково-исследовательской деятельности учеников.

3.Активизация личностной позиции учащегося на основе приобретения новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми).

4.Развитие исследовательских умений (анализ проблемной ситуации, осуществление отбора необходимой информации, умение строить гипотезы, обобщать, делать выводы).

Задачи:

1.Разработать методические рекомендации для проведения проектной деятельности.

2.Организовать из числа учащихся инициативную группу в 20 человек формировать положительную мотивацию проектной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;

3.Создать условия для проектной деятельности (материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, музея, архива, Интернет, и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий.

4.Накопление посредством поисково-исследовательской работы необходимой информации о флоре и фауне Нижнего Амура.

Способы решения задач – собрание творческой группы учащихся, выставка научно-популярной литературы по предлагаемой тематике проекта, экскурсии в музей, архив, библиотеку, участие в работе школьного НОУ, конференция НОУ.

Ожидаемый результат (фактически на данный этап) – сформировать инициативную группу; определить проблему, направления работы, тематику, сроки выполнения индивидуальных и групповых работ.

1. Организационный момент

В декабре провели классные часы в 6,7,9 классах по теме: «Животный и растительный мир Нижнего Амура». Школьники 6 - 7 классов посетили музей, где познакомились посредством экскурсоводов с тематическими выставками и основной идеей проекта. 10 - 11 классы разработали игру « Знаешь ли ты флору и фауну своего района?». 28 декабря собралась инициативная творческая группа и определила совместно с руководите¬лем цели, задачи, пробле¬мы, гипотезы проектной работы, основ¬ной замысел, (примерная тематика и формы продуктов будущих индивидуальных и коллективных работ учащихся ребята продумывали на каникулах). Сформировали проектные мини - группы.

2. Планирование

В январе провели собрание творческой группы ребят:

уточнили и конкретизировали цели и задачи проекта;
сформировали проектные группы и распределили роли;
провели консультации по выбору тематики индивидуальных и коллективных проектов, сформулировали идеи и замыслы;
провели групповое обсуждение идей будущих проектов, составили индивидуальные планы;
разработали раз¬вернутый план ра¬боты по проекту;
определили тематику и формы продуктов будущих индивидуальных и коллективных работ учащихся;
спланировали направления работы, определили периодизацию, временных рамок, географию предстоящего исследования (флора, экология и фауна Нижнего Амура);

3. Поисково-исследовательский этап

уделили особое внимание стендовой информации и оформлению паспорта проекта;
определили сроки индивидуальных и групповых консультаций по содержанию и правилам оформления проектных работ;
организовали самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность школьников, использовали ресурсы: научно-* популярная литература, фонды библиотек, музея, Интернет, и т.д.;
определили начало подготовки проектов;

В работе использовали методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод самостоятельной работы, поисково-исследовательской деятельности, методы мотивации, своевременно проводили коррекцию работы, рефлексию.

Формы применяли различные: групповые и индивидуальные организации проектной деятельности на основе дифференциации и учета возрастных особенностей, форма деятельности: учитель – консультант. Данные формы, по мнению исполнителя, могут быть использованы другими исполнителями в различных областях (организационные мероприятия).

На первом этапе выполнения проекта столкнулись с трудностями:

В работе над проектом встречаются такие моменты, когда ребенок не может преодолеть знаниевый барьер, школьникам необходима моя помощь, чтобы начатое дело довести до конца, а иногда у ребенка просто не хватает воли выполнить работу, поэтому я стараюсь понять трудности каждого ребенка и своевременно оказать помощь. В работе над проектом встречаются трудности, но стараюсь всегда справиться с ними самостоятельно.

Быть руководителем проекта очень сложно, так как необходимо быть педагогом – профессионалом, систематически заниматься самообразованием, одновременно быть научным руководителем у своих талантливых школьников, читать много дополнительной литературы, быть всегда в поиске нового, достаточно много уметь.

Одаренных детей, я уверена, не может быть много, но качество выполненной работы должно быть высоким – это перспектива, мое главное требование к работе с одаренными детьми.

Второй этап деятельности

Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации весело и приятно. Значительно сложнее решить, что сделать с информацией, как ее проанализировать, а затем обобщить, выделить главное и исключить второстепенное и, наконец, в каком виде представить. Здесь в первое время никак не обойтись без деликатной помощи педагога. Необходимо педагогу своевременно, систематически рефлексировать деятельность учеников и обобщать материал для создания методических рекомендаций.

При организации исследовательской деятельности в школе часто возникают определенные трудности, поэтому я выработала свою систему работы, нашла рациональное зерно.

Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении должна включать три относительно самостоятельных этапа, на мой взгляд.

1.проведение занятий по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска;

2.организация самостоятельных исследований;

3.заключительный этап, самый важный - проведение конкурсов, конференций, защита исследовательских работ и творческих проектов с презентацией.

Важно учителю знать:

Несколько советов молодым педагогам по организации и проведению исследовательской деятельности предлагает учитель, чтобы не сделать серьезных ошибок:

1. Выбор темы, формулировка и содержание должны предполагать:

интеграцию наук и различных областей практической деятельности,

практическую ориентацию целей, задач и содержание работы,

предметно-объективный принцип исследования,

практическую значимость результатов проекта.


2. Этапы организации проектной деятельности их содержание.

А. Подготовительный этап:

формулировка темы и её осмысление;

формулировка проектного задания и анализ его содержания;

постановка проблемы через противоречие;

установление мотивации к действию:

выявление объекта и предмета исследования;

формулировка гипотезы исследования;


Б. Этап планирования:

определение направлений работы для реализации проектной задачи;

составление программы проектной деятельности;

определение источников информации и способов её сбора;

определение способов представления результатов

определение методов исследования;


В. Этап исследования (экспериментальный).

Предполагает обязательное использование основных инструментов исследования: наблюдения, эксперимента, анализа литературы, статистических и опытных данных.

Г. Результативно - аналитический этап.

анализ собранной информации;

формулирование выводов;


Д. Отчётно-презентационный этап:

выполнение отчёта;

презентация результатов проекта.

Проектную деятельность школьников оцениваю по следующим параметрам: познавательная активность и предприимчивость, логика построения программы проекта, качество использования источников информации, эффективность презентации результатов, потенциал продолжения проекта.

Важно учителю знать:

1.тема работы должна быть актуальной и вызывала у детей интерес.

2.Определяется цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее);

3.Задачи исследования (конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие; могут определять спектр действий исследователя при движении к поставленной цели).

4.Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы).

5.Работа школьников с литературными источниками, в библиотеках, музеях, организация наблюдений и исследований.

6.Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).

7.Обработка результатов исследования.

8.Результаты исследования (краткое словесное изложение новой информации об объектах или явлениях, которую удалось получить юному биологу в процессе наблюдения или эксперимента). При изложении результатов желательно давать четкое и немногочисленное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на графиках и диаграммах.

9.Выводы исследования (умозаключения, сформулированные в обобщенной форме). Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции, без многословных объяснений или трактовок. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5.

Цели второго этапа деятельности по проекту «Натуралист»:

1.Систематизация собранного материала и создание банка исследовательских работ и на основе исследований разработка дидактических средств в виде игр;

2.создание методических рекомендаций по организации проектной деятельности школьников в рамках НОУ и по организации и использованию деловых и ролевых игр.


Задачи:

1. Разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в рамках НОУ и по организации и использованию деловых и ролевых игр.

2.систематизировать собранный материал и создать дидактические средства в виде проектов и дидактических и ролевых игр.

На втором этапе своевременно организовала учащихся на проведение поисково-исследовательской работы по сбору материалов, содержащих сведения о родном крае, посетить библиотеки, архив, музей, использовать ресурсы Интернет, а также практическую деятельность в природе.

В апреле – мае месяце каждая группа просистематизировала собранный материал и с помощью учителя школьники начали работать над созданием дидактических средств в виде игр и проектов.

Поисково-исследовательский этап включил:

Стендовую информацию и оформление паспорта проекта;
индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам создания и оформления исследовательских работ, созданию игр.

В работе использовала ряд методов: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, самостоятельную работу учащихся, поисково-исследовательская деятельность, методы мотивации, поисково-исследовательский, рефлексия, особое внимание уделяла коррекции работ.

В работе с детьми использовала ряд форм: - групповые и индивидуальные организации проектной деятельности на основе дифференциации и учета возрастных особенностей, форма деятельности: учитель – консультант. Использование новых педагогических технологий: развивающее обучение, метод проекта, проблемное обучение, коммуникативные технологии, личностно-ориентированного обучения и воспитания, дифференцированного подхода, проблемного обучения, технология поисково-исследовательской деятельности, рефлексивного обучения дали положительный результат в работе над проектом.

Оформление материала учащимися по проекту происходит с помощью компьютера, систематически используется программное обеспечение: текстовые, графические редакторы; электронные таблицы. Школьники работают над составлением коллекции, состоящей из двух разделов: «Библиотека» (банк исследовательских работ школьников) и «Игротека» (набор игр по ХКК). На данном этапе первый раздел коллекции «Библиотека» выполнен и содержит исследовательские работы школьников:

«Здоровье Амура»
«Сохраним природу Нижнего Амура»
«Влияние компьютеров на здоровье подростков»
«Влияние стресса на организм подростков»
«Николаевский лесхоз: история создания и роль предприятия в восстановлении лесных богатств»
«Краснокнижные животные и растения Нижнего Амура»
«Птицы Нижнего Амура»
«Биологические часы Николаевского района».

Изюминка в работе: школьники создают банк научно – исследовательских работ, а на основе проектов разрабатывают дидактические и ролевые игры.

Невозможно представить учебно-воспитательный процесс, развитие творчества у школьников без игры. Игра имеет огромное значение в воспитании, обучении и развитии ребенка. Игра – это осуществление мечты, его желаний. В ходе ее проявляется максимум способностей, знаний, умений, добываются ценные сведения, формируются новые умения, знания. У игровой формы работы есть еще один «плюс» - она позволяет привлекать к участию ребят различных возрастов, трудных детей. Школьникам же игра помогает войти в мир наук, труда, общественных отношений. Игра – важная сфера жизнедеятельности ребенка. Едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей, а способностей к творчеству в целом у подростков. Игра знакома каждому человеку с детства. В процессе игры развиваются способности школьников, раскрываются их возможности и создаются условия для обмена информацией. Игра интересна, увлекательна, развивает мыслительную и творческую деятельность ребенка. Второй раздел «Игротека» содержит авторские игры школьников по теме проекта. Раздел коллекции «Игротека» разработан на основе проведенных исследований. Школьники за основу игр взяли телевизионные игры: «Поле чудес», «Умники и умницы», «Слабое звено» и т.д., но вопросы, задания разработали по флоре, фауне, экологии Нижнего Амура. Например, игра «Слабое звено», автор Павлюк Юлия, поможет обобщить знания школьников о птицах и насекомых Нижнего Амура на уроках ХКК, биологии, экологии в 7 классе.

Авторская дидактическая игра «Слабое звено» (разделы: птицы и насекомые Хабаровского Края)

Выполнила: Павлюк Юлия

Ученица 8»А» класса

МОУ СОШ №5

2008год


Ведущий: здравствуйте, дорогие друзья. Я приветствую вас на игре «Слабое звено». Для того, чтобы начать игру вам нужно выбрать пять достойных участников, с которыми в дальнейшем мы продолжим интеллектуальную игру. Она состоит из 4-ех туров, по восемь вопросов в каждом туре. После каждого этапа выбирается самый слабый игрок, который выбывает из игры.

I ТУР:

Легкие вопросы о строении птиц и о некоторых видах птиц нашего района.

1.В хабаровском крае обитают:

а) тетерева

б)банкивские куры

в) рябчики

г) ворона обыкновенная Ответ ( тетерева, рябчики, ворона обыкновенная )

2. Сердце птиц:

а) однокамерное

б) двухкамерное

в) трехкамерное

г) четырехкамерное

Ответ ( четырехкамерное )

3. Количество пальцев на передних конечностях птиц:

а)0

б)2

в)3

г)4

Ответ (2)

4. Кислород попадает в легкие у птиц:

а) только на вдохе

б) только на выдохе

в) на вдохе и на выдохе

г) не попадает

Ответ (на вдохе и на выдохе )

5. Сколько видов птиц с учетом оседлых, кочующих и перелетных обитает в Хабаровском крае:

а) 400 видов

б) 300 видов

в) 350 видов

г) 450 видов

Ответ ( 350 видов )

6. Какую птицу называют нетленной:

а) дятел

б) клест

в) дикуша

г) кедровка

Ответ ( клест )

7. Самая маленькая птица нашей страны, обитающая в Хабаровском крае:

а) королек

б) кукушка

в) райская мухоловка

г) синица

Ответ ( королек )

8. Краснокнижная птица, обитающая в сырых, мшистых и захламленных уголках елово-пихтовой тайги:

а) тетерев

б) дикуша

в) серый личинкоед

г) кедровка

Ответ ( дикуша )

II ТУР:

Вопросы о птицах Нижнеамурья.

1.Лиственничная тайга, марь с ягодами – основное место обитания этого лесного исполина:

а) кукушка

б) рябчик

в) каменный глухарь

г) утка – мандаринка

Ответ ( каменный глухарь )

2. Эта птица на земле вблизи воды строит из травы, устилая своим пухом, гнездо:

а) тундровый лебедь

б) кряква

в) орлан белохвост

г) горбоносый турпан

Ответ ( кряква )

3. Самая крупная птица Хабаровского края:

а) горбоносый турпан

б) глухарь

в) орлан белохвост

г) тундровый лебедь

Ответ ( горбоносый турпан )

4. Эта своеобразная птица не строит настоящего гнезда, а яйца откладывает на кучу плавающих растений или торфяной островок:

а) широконоска

б) кряква

в) дубровник

г) серощекая поганка

Ответ ( серощекая поганка )

5. Дальневосточной «жар-птицей» называют:

а) полевой лунь

б)фазан

в) бородатая куропатка

г) журавль

Ответ ( фазан )

6. Крупная птица темно-бурого цвета с большим, голым, загнутым к низу клювом:

а) черный аист

б) снегирь

в) беркут

г) свиристель

Ответ ( беркут )

7. Эта птица молчалива, осторожна, темная окраска хорошо маскирует ее, полет бесшумный:

а) журавль

б) черный аист

в) снегирь

г) орлан белохвост

Ответ ( черный аист )

8. Ее называют «птицей счастья». Розовый цвет перьев угасает у мертвой птицы. Ее характерные черты внешнего вида: розовое оперение и черный ошейник из перьев на шее:

а) розовая чайка

б) снегирь

в) тетерев

г) глухарь

Ответ ( розовая чайка )

III ТУР:

К вопросам о птицах прибавляются вопросы о насекомых. Варианты ответа не даются, игрок сам должен дать ответ.

1. Это удивительное существо «разговаривает» крыльями и слушает передними ногами, легко «отдает» врагу заднюю ногу, если это нужно, чтоб спастись. Ответ ( кузнечик ).

2. Этот жук то сверкает в лучах солнца, как драгоценный камень, то переливается всеми цветами радуги, то вспыхивает, как огонек, то вдруг становится огненно- ярким, как кусочек раскаленного металла. Ответ ( бронзовка ).

3. Этот жук имеет довольно длинные усы. Они умеют носить их по-особому: никогда не поджимая под себя, а всегда гордо держат либо за спиной, либо раздвинутыми в стороны. Ответ ( усач ).

4. Этот жук – настоящий разбойник. Никто из мелких обитателей водоема не может спастись от его стремительного преследования, никто не может с ним справиться, но если кто-нибудь, все-таки посягнет на его безопасность, то жук применяет химическое оружие – выпускает мутновато-белую жидкость. Ответ ( плавунец окаймленный ).

5. Эти насекомые являются очень важными санитарами на нашей планете. Они за несколько часов закапывают трупик животного, делая это для того, чтобы отложить на нем свои яички, обеспечив своему потомству еду и безопасность на первое время. Ответ ( жук – могильщик ).

6. Это насекомое выделяет неприятный запах при опасности. При этом оно бывает ярко и броско окрашено, чтобы враги его легче запомнили. Ответ ( жужелица).

7. Хохолки и нежный коричневый цвет – это визитная карточка этих птиц. Живут они дружными стайками. Ответ (свиристель).

8. Зима – пора этих птиц. Они как будто яркие розовые бутоны распускаются на ветках среди пушистых сугробов. Эта птица доверчива, медлительна. Ответ (снегирь).


IV ТУР:

Вопросы о насекомых, без вариантов ответа. Вопросы по очереди задаются двум оставшимся игрокам. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов.

1. Это насекомое – всемирно признанный певец. Его называют барабанщиком. Ответ (цикада).

2. Эту бабочку называют парусником или кавалером. Она имеет великолепные черно-желтые крылья с четким рисунком и яркими пятнами у хвостиков, выступающих на задних крыльях. Ответ (махаон).

3. Эту бабочку можно увидеть даже ранней весной. Она зимует в подвалах и на чердаках жилых домов. Ответ (крапивница).

4. Бабочку легко узнать по почти белым каемкам по краям бархатисто-темных крыльев. Пьет сок, вытекающий из надрезов на деревьях. Ответ (Траурница).

5. Эти маленькие бабочки ночуют на цветах. Верхняя сторона их крыльев голубая, а нижняя темно-серая. Ответ (Голубянка красивая ).

6. Иначе эту бабочку называют чертополоховой. Летает на полях, в лугах. Ответ (репейница ).

7. Гусеницы этих бабочек темно-бурые, с длинными густыми волосками. Ответ (медведица).

8. Эти насекомые могут поддерживать температуру тела очень высокой. Их гнезда располагаются на поверхности земли под прикрытием кустика, кочки или просто густой травы. Ответ (шмель).

Ведущий: итак, давайте подведем итоги.

У нас выявился победитель игры, которому пристраивается звание «Знатока всего летающего Нижнеамурья». Я думаю, что сегодня каждый из участников и зрителей узнал что-то новое и приоткрыл для себя занавес перед богатым миром природы Нижнеамурья.

Статья для конференции "ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ – ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ"

Одна из форм методической работы – работа с одаренными детьми. Проблема работы с одаренными детьми для меня очень актуальна. Особенность нашего времени – это потребность в грамотных людях, а быть сегодня грамотным – означает быть просто лучше образованным. Я уверена, для того чтобы сделать обучение качественным, значимым и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность учащихся в образовательный процесс школы. С этой целью в 2006 году разработала проект « Натуралист» и для работы объединила одаренных детей разных возрастов.

Цель проекта: создание ЦОРа, содержащего методические рекомендации и дидактические средства, позволяющие развивать исследовательские навыки учащихся при изучении регионального компонента.

Задачи проекта: 1. создать методические рекомендации для учителей по организации проектно – исследовательской деятельности школьников на факультативных занятиях, элективных курсах, в урочной и внеурочной деятельности.

2. Создать ЦОР с коллекцией, в состав которой входят:

"Игротека" (набор деловых и ролевых игр по заявленной тематике) по проверке знаний детей в игровой форме по темам регионального компонента.
"Библиотека" (банк научно – исследовательских работ учащихся и информационные данные по флоре, фауне, экологии Николаевского района).

Тема проекта актуальна, так как, помогает решить проблемы в обучении школьников. Одно из главных направлений моей деятельности – работа над повышением престижа знаний школьников, так как знания – результат разнообразного и, прежде всего, творческого труда.

Проблема работы с одаренными детьми для меня очень актуальна. В школе обучается немало детей, имеющих ярко проявляющиеся способности. Распознать способности у школьников, а также содействовать их развитию является для меня областью особого внимания.

ЦЕЛЬ моей работы по проекту: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, самоопределению в соответствии со способностями. Меня беспокоит продолжающее падение престижа знаний у школьников. Резкое расслоение ученической среды по отношению к учению. В этих условиях все труднее сделать учение субъективно значимым видом деятельности для каждого ученика. Это в свою очередь уменьшает развивающую и воспитывающую роль учения, а познавательный интерес, к сожалению, не всегда направлен на школьную программу. Учение – это большой и нелегкий труд, это труд души, формирующий личность. Для осуществления проекта пригласила не только одаренных, но и «трудных» детей и они с большим желанием трудятся над заданиями проекта. Стараются не подвести свою группу.

С этой целью разработала проект «Натуралист» и объединила одаренных и «трудных» детей разных возрастов для выполнения интересной, творческой работы. Наша совместная деятельность дает возможность общения друг с другом, слушать и слышать другого, обмениваться опытом и тем самым способствовать развитию каждого ребенка. Школьники с большим желанием работают над проектом: созданы мини – группы, определен состав групп, выбрана по желанию учащихся тематика проектов, школьники проводят самостоятельно исследования, работают в музее, библиотеках, определяют форму игр (дидактическая, ролевая), тематику проектов. Учащиеся активно участвуют в реализации проекта, стремятся к более глубокому познанию и развитию. Для осуществления проекта совместно с детьми определили проблему исследования, сформировали мини – группы согласно интересам школьников, выбрали тематику мини – проектов. В результате деятельности определили задачи, ожидаемый результат и сроки выполнения предстоящей работы.

Школьники активно проводят поисково-исследовательскую работу по сбору материалов, каждая группа работает по выбранной тематике. Материал содержит сведения о родном районе, его животном и растительном мире, посещают библиотеки, музей, проводят экскурсии в природу, ведут наблюдения, готовят фотовыставку по заявленной тематике, ведут записи, учатся оформлять и защищать стендовые проекты, а также проводить практическую деятельность в природе. На основе проектов учащиеся разрабатывают дидактические и ролевые игры, создают банк научно – исследовательских работ. Проводимая работа школьникам нравится, они с большим желанием ее выполняют, проявляют интерес и творчество в работе.

Невозможно представить учебно-воспитательный процесс без игры. Игра имеет огромное значение в воспитании, обучении и развитии ребенка. Игра – это осуществление мечты, его желаний. В ходе ее проявляется максимум способностей, знаний, умений, добываются ценные сведения, формируются новые умения, знания. В игре не так важен результат, как сам процесс познания. У игровой формы работы есть еще один «плюс» - она позволяет привлекать к участию ребят различных возрастов, трудных детей. Школьникам же игра помогает войти в мир наук, труда, общественных отношений. Игра – важная сфера жизнедеятельности ребенка. Едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей, а способностей к творчеству в целом у подростков. На данный момент коллекция «Игротека» пополнилась дидактическими играми «Орнитолог Нижнего Амура», «Своя игра» разделы: «Рыбы», «Птицы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся» Нижнего Амура), «Мир растений», ролевая игра и др.

Раздел коллекции «Библиотека» содержит проекты: «Здоровье Амура», «Влияние сотовых телефонов на организм подростков Нижнего Амура», «Сохраним Николаевский лес», «Стресс и его отрицательное влияние на организм дальневосточника», «Отрицательное влияние вредных привычек на организм школьников», «Поведение птиц в домашних условиях» и т.д.

Я в системе рефлексирую деятельность учащихся и обобщаю материал для создания методических рекомендаций по организации и использованию деловых и ролевых игр, организации проектно – исследовательской деятельности учащихся в рамках НОУ. На занятиях проводим наблюдения, изучаем флору и фауну Николаевского района, выясняем влияние окружающей среды на здоровье жителей своего района. В результате деятельности у школьников развивается творческое мышление, интеллектуальная инициатива, аналитический подход к собственной деятельности. В систематическом поиске, в ходе самостоятельных исследований, развивается мышление школьников, добываются необходимые знания, формируются умения, а для меня открываются широкие возможности развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникшие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них. Исследовательская деятельность – это большой и сложный труд школьника и учителя, требующий индивидуального подхода к каждому ученику. Важно исследовательской деятельностью школьнику заниматься с раннего возраста, чтобы данная работа стала потребностью.

В работе над проектом встречаются такие моменты, когда ребенок не может преодолеть знаниевый барьер, школьникам необходима моя помощь, чтобы начатое дело довести до конца, а иногда у ребенка просто не хватает воли выполнить работу, поэтому я стараюсь понять трудности каждого ребенка и своевременно оказать помощь. В работе над проектом встречаются трудности, но стараюсь всегда справиться с ними самостоятельно.

Быть руководителем проекта очень сложно, так как необходимо быть педагогом – профессионалом, систематически заниматься самообразованием, одновременно быть научным руководителем у своих талантливых школьников, читать много дополнительной литературы, быть всегда в поиске нового, достаточно много уметь. Одаренных детей, я уверена, не может быть много, но качество выполненной работы должно быть высоким – это перспектива, мое главное требование к работе с одаренными детьми. Проект «Натуралист» предназначается для учителей биологии, географии, экологии, а также других педагогов, реализующих региональный компонент, учащихся 6-11 классов. Методические рекомендации помогут молодым учителям организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся в учебном процессе, на факультативных занятиях, элективных курсах и во внеурочной деятельности. На основе разработанных проектов можно всегда разработать и создать коллекцию игр и создать банк научно - исследовательских работ с презентацией для творческой работы педагога и школьников. Методическое обеспечение поможет учителю организовать и использовать деловые и ролевые игры, проектно-исследовательскую деятельность учащихся в рамках НОУ (научного общества учащихся) по изучению флоры и фауны Николаевского района и влияния окружающей среды на здоровье человека. В деятельности добилась положительных результатов, так как, всегда учитываю интересы и желания детей, работа соответствует возрастным и психологическим особенностям участников проекта, учитываются индивидуальные особенности каждого школьника. В работе созданы комфортные условия для развития творческих способностей каждого участника проекта.

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее ПОЛНО выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и коллективно. Выбор формы проведения исследований определяется склонностью учащихся, а также самой задачей, требующей терпения. Руководитель исследования должен всегда помнить - работа должна быть посильна для учащихся и при ее выборе необходимо учитывать возможности именно школы. При организации исследовательской деятельности в школе часто возникают определенные трудности, поэтому мне хотелось бы предостеречь учителей хотя бы от некоторых ошибок, поделиться своим опытом. Успех исследовательской работы школьников в большой степени зависит от научного руководителя НОУ. В любом случае научный руководитель — это лицо компетентное в данной проблеме. Поделюсь своим опытом работы по организации учебных занятий с использованием исследовательских проектов.

Выбор темы, формулировка и содержание должны предполагать:

интеграцию наук и различных областей практической деятельности,
практическую ориентацию целей, задач и содержание работы,
предметно-объективный принцип исследования,
практическую значимость результатов проекта.

Этапы организации проектной деятельности их содержание.

А. Подготовительный этап:

формулировка темы и её осмысление;

формулировка проектного задания и анализ его содержания;

постановка проблемы через противоречие;

установление мотивации к действию:

выявление объекта и предмета исследования;

формулировка гипотезы исследования;

Б. Этап планирования:

определение направлений работы для реализации проектной задачи;
составление программы проектной деятельности;
определение источников информации и способов её сбора;
определение способов представления результатов
определение методов исследования;

В. Этап исследования (экспериментальный). Предполагает обязательное использование основных инструментов исследования: наблюдения, эксперимента, анализа литературы, статистических и опытных данных.

Г. Результативно- аналитический этап.

анализ собранной информации;

формулирование выводов;

Д. Отчётно-презентационный этап:

выполнение отчёта;

презентация результатов проекта.

Учителем проектная деятельность школьников может оцениваться по следующим параметрам: познавательная активность и предприимчивость, логика построения программы проекта, качество использования источников информации, эффективность презентации результатов, потенциал продолжения проекта. Необходимые рекомендации:

1.Тема работы должна быть актуальной и вызывала у детей интерес.

2.Определяется цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее);

3.Задачи исследования ( конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие; могут определять спектр действий исследователя при движении к поставленной цели).

4.Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы).

5.Работа школьников с литературными источниками, библиотеках, музеях, организация наблюдений и исследований.

6.Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).

Обработка результатов исследования.Результаты исследования (краткое словесное изложение новой информации об объектах или явлениях, которую удалось получить юному биологу в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое и немногочисленное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на графиках и диаграммах).

Выводы исследования (умозаключения, сформулированные в обобщенной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции, без многословных объяснений или трактовок. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5). Исследовательские проекты – служат основой для составления различных игр по региональному компоненту.

Наступил момент, когда все данные собраны. Что с ними делать? В научной среде принято подкреплять результаты наблюдений и экспериментов их математической обработкой. Хорошо, если к работе удастся подключить математиков, которые построят математические модели изучаемых процессов или явлений, однако практика показывает, что о таких межпредметных связях остается только мечтать, но мы осуществили такую задачу и выполнили исследовательскую работу: «Влияние» (межпредметные связи: биология и физика), а достоверность полученных результатов и сделанных выводов проверили с помощью методов математической статистики.

Роль научного руководителя — именно руководство: выбор темы, формулировка цели и задач исследования, выбор объекта и методов исследования, наблюдение за ходом работы, оказание помощи в случае возникновения каких-либо затруднений, рекомендация первоисточников, обсуждение полученных результатов, формулировка выводов. Причем практически все перечисленное необходимо проводить совместно с учащимися. Требования к демонстрационному материалу сводятся к его наглядности. Прежде всего, представляются результаты исследования: таблицы, стендовые проекты, плакаты или компьютерные презентации. Советы достаточно универсальные: рисунки и графики всегда зрелищнее таблиц или текста. Графики могут находиться в центре внимания достаточно долго, а таблицы следует демонстрировать ограниченное время (по просьбе заинтересованных слушателей к нужной таблице можно вернуться). Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними ознакомиться и обдумать, задать вопросы. Ежегодно важным событием в школе в конце учебного года стала научно – практическая конференция НОУ.

Юные исследователи защищают свои научные работы грамотно, применяют стендовые проекты, используют презентации, а руководители творческих групп видят качественный результат своего труда.

Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Буланова-Топоркова М.В., Духовнева А.В., Кукушкин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии. – М., 2004
2.Биология в школе № 3 1994
3.Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология. - М., 1984
4.ЗагрековаЛ.В., Николина В.В. Теория и технология обучения. – М., 2004
5.Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996
6.Народное образование № 10 1999
7.Программы для образовательных школ, гимназий, лицеев. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.
8.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, Народное образование, 1998

Материал научно–практической конференции.

Материал научно–практической конференции.

Уважаемые участники научно–практической конференции!

В своем выступлении я постараюсь подробно рассказать вам о проделанной работе школьным научным обществом за этот учебный год. Сегодня в состав школьного научного общества входит 10 предметных творческих групп, 198 школьников. Систематически исследовательской деятельностью в школьном научном обществе занимаются 39% учащихся. Творческая группа «Математика» работает под руководством Березовской Людмилы Ивановны, учителя высшей квалификационной категории. Семиклассники работали над проектом «Кто такой Пифагор и почему его теорема называлась теоремой невесты», изучали историю математики «Жизнь замечательных людей» на тему: «Прекрасная женщина – великий математик – С. Ф. Ковалевская», а ученики 11 класса работали над темой «Омар Хайям – математик, астроном, философ, поэт». В работе над проектами работает -15 школьников. Материал собран и представлен в виде “Презентаций” и представлен на школьной конференции в марте месяце. А говорят, что математика – наука трудная, но только не для Людмилы Ивановны и ее учеников творческой группы. Творческая группа «Литература» работает под руководством Шиловой Марины Борисовны и Измалковой Любови Анатольевны. Юные исследователи под руководством своих педагогов изучают много интересных и значимых тем:

«Романтизм как направление в русской литературе»
«Родная природа в лирике С. Есенина»;
«Тема Родины в творчестве А. Блока»;
«Деревенская проза В. Шукшина»;
«Творчество М. Цветаевой;
«Я иду по улице Советской. Очерк «Мой Николаевск» (Ананьева Екатерина);
«Тема природы в стихах николаевских поэтов» (Павлюк Юлия);
«Русские первопроходцы в романе Н. Наволочкина «Амурские версты» (Еремин Александр);
«Мой любимый дальневосточный писатель. В. Сысоев «Удивительные звери» (Михалева Дина).

Под руководством замечательных и интересных педагогов юные исследователи познают мир литературы. Творческой группой «Английский язык» руководят: Петренко Галина Викторовна, Луцева Светлана Владимировна и Нина Алексеевна Шевченко - учителя английского языка. В этом году юные исследователи изучили много интересных тем:

Рок-музыка мира.
Молодежные субкультуры.
Неизвестная Австралия.
Лондон-Москва.
Страноведение (мультимедиа).
Короли английского детектива.
Обычаи и традиции Британцев и Американцев.

Данная группа активно пополняется новыми исследователями и активно работает под руководством своих творческих педагогов. Творческая группа «История» работает под руководством Карпенко Алены Александровны и Татьяны Борисовны Савиной, школьники изучили много значимых тем:

«История развития связи на Нижнем Амуре»;
«Нивхи»;
«История развития Николаевска-на-Амуре»;
«История древнего Востока»;
«История древнего Востока»;
«Землепроходцы 17- 18 века»;
«Архитектурный облик г. Николаевска - на - Амуре»;
«Памятники года Николаевска и Николаевского района»;

Юные исследователи защищали исследовательские работы на школьном, районном уровне, имеют призовые места и грамоты. Творческая группа «Химия» исследует под руководством Ольги Петровны Блиновой много интересных тем: « Продукты питания и здоровье человека», «Вода Амурская», «Экологические проблемы Нижнего Амура». «Чудесные свойства воды», «Экологические проблемы, связанные с добычей и транспортировкой нефти». Необходимо отметить, что данная группа активно пополняется новыми исследованиями, значит, работа ведется интересная и нужная школьникам. В марте наше НОУ пополнилось новой творческой группой «Информатика», состоящей из двух подгрупп: в состав вошли учащиеся, которые владеют компьютером и помогут юным исследователям составлять презентации, диаграммы, графики, будут проводить систематически учебу по данным вопросам. Юные исследователи работают над темами:

«Работа с Web-страницами»
«Работа с сайтами в Интернете»
«Дизайн web-страниц»
«Видеоролики»
«Графические редакторы»

Творческая группа «Малыши» работает под руководством Бывшевой Жанны Алексеевны, учителя высшей квалификационной категории, их 15 человек. Руководитель группы Меженина Даша.
Ребята выбрали интересные для них темы: «Луна и человек», «Компьютер: друг или враг?», «Звезды. Созвездия» (Кузнецова Лена), «Вредные привычки младших школьников», «Влияние сотового телефона на здоровье младших школьников», учащиеся ведут наблюдения за ростом и развитием комнатных растений. Жанна Алексеевна со школьной скамьи учит юных исследователей проектной, исследовательской деятельности, старается, чтобы данная работа стала потребностью школьников.

Юные физики творчески работают под руководством Валерия Георгиевича Хохлова и исследуют много интересных тем. Учитель сам владеет компьютером на «ты» и учит своих юных исследователей работать творчески. Оказывает постоянно компьютерную помощь юным исследователям НОУ. Тема космоса интересует Еремина Александра и Чуваткина Прохора, они приготовили интересные презентации к исследованиям, а Павлюк Юлия разработала интегрированные исследовательские работы по физике и биологии: «Глаз – важный и сложный орган зрения», «Вред сотовых телефонов на организм подростков», работы отправлены на Всероссийский фестиваль «Портфолио». Творческая группа «География» работает под руководством Макаровой Ирины Васильевны, учителя высшей квалификационной категории. Школьники исследуют экологию своего района, ими изучены важные темы:

«Вредные привычки и их влияние на потомство»;
«Малочисленные народы Хабаровского края»;
«Чехия»;
«Горные системы»;
«Место Хабаровского края в экономике России»;
«Влияние человека на окружающую среду. Роль автотранспорта»;
«Проблемы малых народов Хабаровского края»;
«Видовое разнообразие флоры Николаевского района».

Предметная творческая группа «Биология» и «Экология» самая многочисленная, школьники с большим желанием в ней трудятся. Юные исследователи изучили темы:

«Глаз – это важный и сложный орган зрения»;
«Гигиена ротовой полости. Зубы»;
«Николаевский лесхоз»;
«Биологические часы Николаевского района»;
«Образовательная карта Николаевского района»;
«Наркотики – знак беды»;
«Стресс и его отрицательное влияние на организм подростка»;
«Значение полноценного сна для подростка»;
«Моя любимая кошка»;
«Мои любимые животные» и другие темы.
Scroll To Top