Бегущая строка

Статья для конференции "ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ – ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ"

Будницкий Александр Александрович  3951 день назад (24 июля 2013)
Одна из форм методической работы – работа с одаренными детьми. Проблема работы с одаренными детьми для меня очень актуальна. Особенность нашего времени – это потребность в грамотных людях, а быть сегодня грамотным – означает быть просто лучше образованным. Я уверена, для того чтобы сделать обучение качественным, значимым и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность учащихся в образовательный процесс школы. С этой целью в 2006 году разработала проект « Натуралист» и для работы объединила одаренных детей разных возрастов.

Цель проекта: создание ЦОРа, содержащего методические рекомендации и дидактические средства, позволяющие развивать исследовательские навыки учащихся при изучении регионального компонента.

Задачи проекта: 1. создать методические рекомендации для учителей по организации проектно – исследовательской деятельности школьников на факультативных занятиях, элективных курсах, в урочной и внеурочной деятельности.

2. Создать ЦОР с коллекцией, в состав которой входят:

"Игротека" (набор деловых и ролевых игр по заявленной тематике) по проверке знаний детей в игровой форме по темам регионального компонента.
"Библиотека" (банк научно – исследовательских работ учащихся и информационные данные по флоре, фауне, экологии Николаевского района).

Тема проекта актуальна, так как, помогает решить проблемы в обучении школьников. Одно из главных направлений моей деятельности – работа над повышением престижа знаний школьников, так как знания – результат разнообразного и, прежде всего, творческого труда.

Проблема работы с одаренными детьми для меня очень актуальна. В школе обучается немало детей, имеющих ярко проявляющиеся способности. Распознать способности у школьников, а также содействовать их развитию является для меня областью особого внимания.

ЦЕЛЬ моей работы по проекту: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, самоопределению в соответствии со способностями. Меня беспокоит продолжающее падение престижа знаний у школьников. Резкое расслоение ученической среды по отношению к учению. В этих условиях все труднее сделать учение субъективно значимым видом деятельности для каждого ученика. Это в свою очередь уменьшает развивающую и воспитывающую роль учения, а познавательный интерес, к сожалению, не всегда направлен на школьную программу. Учение – это большой и нелегкий труд, это труд души, формирующий личность. Для осуществления проекта пригласила не только одаренных, но и «трудных» детей и они с большим желанием трудятся над заданиями проекта. Стараются не подвести свою группу.

С этой целью разработала проект «Натуралист» и объединила одаренных и «трудных» детей разных возрастов для выполнения интересной, творческой работы. Наша совместная деятельность дает возможность общения друг с другом, слушать и слышать другого, обмениваться опытом и тем самым способствовать развитию каждого ребенка. Школьники с большим желанием работают над проектом: созданы мини – группы, определен состав групп, выбрана по желанию учащихся тематика проектов, школьники проводят самостоятельно исследования, работают в музее, библиотеках, определяют форму игр (дидактическая, ролевая), тематику проектов. Учащиеся активно участвуют в реализации проекта, стремятся к более глубокому познанию и развитию. Для осуществления проекта совместно с детьми определили проблему исследования, сформировали мини – группы согласно интересам школьников, выбрали тематику мини – проектов. В результате деятельности определили задачи, ожидаемый результат и сроки выполнения предстоящей работы.

Школьники активно проводят поисково-исследовательскую работу по сбору материалов, каждая группа работает по выбранной тематике. Материал содержит сведения о родном районе, его животном и растительном мире, посещают библиотеки, музей, проводят экскурсии в природу, ведут наблюдения, готовят фотовыставку по заявленной тематике, ведут записи, учатся оформлять и защищать стендовые проекты, а также проводить практическую деятельность в природе. На основе проектов учащиеся разрабатывают дидактические и ролевые игры, создают банк научно – исследовательских работ. Проводимая работа школьникам нравится, они с большим желанием ее выполняют, проявляют интерес и творчество в работе.

Невозможно представить учебно-воспитательный процесс без игры. Игра имеет огромное значение в воспитании, обучении и развитии ребенка. Игра – это осуществление мечты, его желаний. В ходе ее проявляется максимум способностей, знаний, умений, добываются ценные сведения, формируются новые умения, знания. В игре не так важен результат, как сам процесс познания. У игровой формы работы есть еще один «плюс» - она позволяет привлекать к участию ребят различных возрастов, трудных детей. Школьникам же игра помогает войти в мир наук, труда, общественных отношений. Игра – важная сфера жизнедеятельности ребенка. Едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей, а способностей к творчеству в целом у подростков. На данный момент коллекция «Игротека» пополнилась дидактическими играми «Орнитолог Нижнего Амура», «Своя игра» разделы: «Рыбы», «Птицы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся» Нижнего Амура), «Мир растений», ролевая игра и др.

Раздел коллекции «Библиотека» содержит проекты: «Здоровье Амура», «Влияние сотовых телефонов на организм подростков Нижнего Амура», «Сохраним Николаевский лес», «Стресс и его отрицательное влияние на организм дальневосточника», «Отрицательное влияние вредных привычек на организм школьников», «Поведение птиц в домашних условиях» и т.д.

Я в системе рефлексирую деятельность учащихся и обобщаю материал для создания методических рекомендаций по организации и использованию деловых и ролевых игр, организации проектно – исследовательской деятельности учащихся в рамках НОУ. На занятиях проводим наблюдения, изучаем флору и фауну Николаевского района, выясняем влияние окружающей среды на здоровье жителей своего района. В результате деятельности у школьников развивается творческое мышление, интеллектуальная инициатива, аналитический подход к собственной деятельности. В систематическом поиске, в ходе самостоятельных исследований, развивается мышление школьников, добываются необходимые знания, формируются умения, а для меня открываются широкие возможности развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникшие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них. Исследовательская деятельность – это большой и сложный труд школьника и учителя, требующий индивидуального подхода к каждому ученику. Важно исследовательской деятельностью школьнику заниматься с раннего возраста, чтобы данная работа стала потребностью.

В работе над проектом встречаются такие моменты, когда ребенок не может преодолеть знаниевый барьер, школьникам необходима моя помощь, чтобы начатое дело довести до конца, а иногда у ребенка просто не хватает воли выполнить работу, поэтому я стараюсь понять трудности каждого ребенка и своевременно оказать помощь. В работе над проектом встречаются трудности, но стараюсь всегда справиться с ними самостоятельно.

Быть руководителем проекта очень сложно, так как необходимо быть педагогом – профессионалом, систематически заниматься самообразованием, одновременно быть научным руководителем у своих талантливых школьников, читать много дополнительной литературы, быть всегда в поиске нового, достаточно много уметь. Одаренных детей, я уверена, не может быть много, но качество выполненной работы должно быть высоким – это перспектива, мое главное требование к работе с одаренными детьми. Проект «Натуралист» предназначается для учителей биологии, географии, экологии, а также других педагогов, реализующих региональный компонент, учащихся 6-11 классов. Методические рекомендации помогут молодым учителям организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся в учебном процессе, на факультативных занятиях, элективных курсах и во внеурочной деятельности. На основе разработанных проектов можно всегда разработать и создать коллекцию игр и создать банк научно - исследовательских работ с презентацией для творческой работы педагога и школьников. Методическое обеспечение поможет учителю организовать и использовать деловые и ролевые игры, проектно-исследовательскую деятельность учащихся в рамках НОУ (научного общества учащихся) по изучению флоры и фауны Николаевского района и влияния окружающей среды на здоровье человека. В деятельности добилась положительных результатов, так как, всегда учитываю интересы и желания детей, работа соответствует возрастным и психологическим особенностям участников проекта, учитываются индивидуальные особенности каждого школьника. В работе созданы комфортные условия для развития творческих способностей каждого участника проекта.

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее ПОЛНО выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и коллективно. Выбор формы проведения исследований определяется склонностью учащихся, а также самой задачей, требующей терпения. Руководитель исследования должен всегда помнить - работа должна быть посильна для учащихся и при ее выборе необходимо учитывать возможности именно школы. При организации исследовательской деятельности в школе часто возникают определенные трудности, поэтому мне хотелось бы предостеречь учителей хотя бы от некоторых ошибок, поделиться своим опытом. Успех исследовательской работы школьников в большой степени зависит от научного руководителя НОУ. В любом случае научный руководитель — это лицо компетентное в данной проблеме. Поделюсь своим опытом работы по организации учебных занятий с использованием исследовательских проектов.

Выбор темы, формулировка и содержание должны предполагать:

интеграцию наук и различных областей практической деятельности,
практическую ориентацию целей, задач и содержание работы,
предметно-объективный принцип исследования,
практическую значимость результатов проекта.

Этапы организации проектной деятельности их содержание.

А. Подготовительный этап:

формулировка темы и её осмысление;

формулировка проектного задания и анализ его содержания;

постановка проблемы через противоречие;

установление мотивации к действию:

выявление объекта и предмета исследования;

формулировка гипотезы исследования;

Б. Этап планирования:

определение направлений работы для реализации проектной задачи;
составление программы проектной деятельности;
определение источников информации и способов её сбора;
определение способов представления результатов
определение методов исследования;

В. Этап исследования (экспериментальный). Предполагает обязательное использование основных инструментов исследования: наблюдения, эксперимента, анализа литературы, статистических и опытных данных.

Г. Результативно- аналитический этап.

анализ собранной информации;

формулирование выводов;

Д. Отчётно-презентационный этап:

выполнение отчёта;

презентация результатов проекта.

Учителем проектная деятельность школьников может оцениваться по следующим параметрам: познавательная активность и предприимчивость, логика построения программы проекта, качество использования источников информации, эффективность презентации результатов, потенциал продолжения проекта. Необходимые рекомендации:

1.Тема работы должна быть актуальной и вызывала у детей интерес.

2.Определяется цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее);

3.Задачи исследования ( конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие; могут определять спектр действий исследователя при движении к поставленной цели).

4.Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы).

5.Работа школьников с литературными источниками, библиотеках, музеях, организация наблюдений и исследований.

6.Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).

Обработка результатов исследования.Результаты исследования (краткое словесное изложение новой информации об объектах или явлениях, которую удалось получить юному биологу в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое и немногочисленное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на графиках и диаграммах).

Выводы исследования (умозаключения, сформулированные в обобщенной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции, без многословных объяснений или трактовок. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5). Исследовательские проекты – служат основой для составления различных игр по региональному компоненту.

Наступил момент, когда все данные собраны. Что с ними делать? В научной среде принято подкреплять результаты наблюдений и экспериментов их математической обработкой. Хорошо, если к работе удастся подключить математиков, которые построят математические модели изучаемых процессов или явлений, однако практика показывает, что о таких межпредметных связях остается только мечтать, но мы осуществили такую задачу и выполнили исследовательскую работу: «Влияние» (межпредметные связи: биология и физика), а достоверность полученных результатов и сделанных выводов проверили с помощью методов математической статистики.

Роль научного руководителя — именно руководство: выбор темы, формулировка цели и задач исследования, выбор объекта и методов исследования, наблюдение за ходом работы, оказание помощи в случае возникновения каких-либо затруднений, рекомендация первоисточников, обсуждение полученных результатов, формулировка выводов. Причем практически все перечисленное необходимо проводить совместно с учащимися. Требования к демонстрационному материалу сводятся к его наглядности. Прежде всего, представляются результаты исследования: таблицы, стендовые проекты, плакаты или компьютерные презентации. Советы достаточно универсальные: рисунки и графики всегда зрелищнее таблиц или текста. Графики могут находиться в центре внимания достаточно долго, а таблицы следует демонстрировать ограниченное время (по просьбе заинтересованных слушателей к нужной таблице можно вернуться). Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними ознакомиться и обдумать, задать вопросы. Ежегодно важным событием в школе в конце учебного года стала научно – практическая конференция НОУ.

Юные исследователи защищают свои научные работы грамотно, применяют стендовые проекты, используют презентации, а руководители творческих групп видят качественный результат своего труда.

Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Буланова-Топоркова М.В., Духовнева А.В., Кукушкин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии. – М., 2004
2.Биология в школе № 3 1994
3.Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология. - М., 1984
4.ЗагрековаЛ.В., Николина В.В. Теория и технология обучения. – М., 2004
5.Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996
6.Народное образование № 10 1999
7.Программы для образовательных школ, гимназий, лицеев. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.
8.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, Народное образование, 1998

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Scroll To Top