Бегущая строка

Методическими рекомендациями для учителей по организации исследовательской деятельности школьников в рамках научного общества учащихся

Будницкий Александр Александрович  3936 дней назад (24 июля 2013)
1 раз — 24 июля 2013
«Методические рекомендации для учителей по организации исследовательской деятельности школьников в рамках научного общества учащихся (НОУ)».

Содержание:

I Введение.

II. Методические рекомендации для учителей по организации исследовательской деятельности школьников в рамках научного общества учащихся (НОУ)

1. Значение НОУ в организации исследовательской деятельности учащихся и в выполнении проекта «Натуралист».

2. Роль проекта «Натуралист» в развитии одаренных детей.

3. Методические рекомендации по выполнению проекта «Натуралист»:

а) раздел коллекции «Библиотека»

б) раздел коллекции «Игротека».

4. Роль научно – практической конференции в исследовательской деятельности школьников.

III. Заключение.

1. Библиография.

2. Приложения.

I. Введение

Особенность нашего времени – это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социально экономической и производственной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально функционировать в сложном и требовательном обществе. А быть грамотным - означает быть просто лучше образованным. Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность, а это непосредственно связано с развитием способностей у детей. Я уверена, для того чтобы сделать обучение качественным, значимым и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность учащихся в образовательный процесс школы. Одно из главных направлений моей деятельности – работа над повышением престижа знаний школьников, так как знания – результат разнообразного и, прежде всего, творческого труда. Проблема работы с одаренными детьми для меня очень актуальна. В школе обучается немало детей, имеющих ярко проявляющиеся способности. Распознать способности у школьников, а также содействовать их развитию является для меня областью особого внимания. Меня беспокоит продолжающее падение престижа знаний у школьников. Резкое расслоение ученической среды по отношению к учению. В этих условиях все труднее сделать учение субъективно значимым видом деятельности для каждого ученика. Это в свою очередь уменьшает развивающую и воспитывающую роль учения, а познавательный интерес, к сожалению, не всегда направлен на школьную программу. Учение – это большой и нелегкий труд, это труд души, формирующий личность. В школе обучается немало детей, имеющих ярко проявляющиеся способности: учебные, познавательные, умственные, интеллектуальные и т.д. Распознавание способностей у детей, а также содействие их развитию является областью особого моего внимания. Как правило, каждый нормальный человек получает от природы какие- то задатки (большие или малые) к каким-то способностям. Однако, в процессе жизни, воспитания, самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть, и погублены неразумным обучением и воспитанием.

В своей деятельности я определила цель и задачи в работе с одаренными детьми.

ЦЕЛЬ работы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, самоопределению в соответствии со способностями.

Задача творческого развития школьников ориентирует меня на использование в работе современных технологий. В работе с детьми коллектив использует ряд технологий, но ведущее место занимает исследовательская технология в развитии талантливых детей. Я уверена, для того чтобы сделать обучение качественным, значимым и творческим - необходимо включить исследовательскую деятельность учащихся в образовательный процесс школы.

В своей деятельности реализую исследовательскую деятельность через урок, внеклассную работу по предмету и НОУ. Для осуществления проекта «Натуралист» объединила не только одаренных, но и «трудных» детей для выполнения интересной, творческой работы, они с большим желанием трудятся над заданиями проекта, стараются не подвести свою группу. Таким образом, исследовательская технология в развитии одаренных школьников имеет большое значение и должна осуществляться через преподавание каждого предмета.

II. Методические рекомендации для учителей по организации исследовательской деятельности школьников в рамках научного общества учащихся (НОУ)

1. Значение НОУ в организации исследовательской деятельности учащихся и в выполнении проекта «Натуралист».

Внеклассная работа по предметам помогает реализовать научно- исследовательскую деятельность и позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Важную роль в стимулировании одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности исследовательского характера имеют олимпиады, фестивали, конференции, выставки, предметные кружки и факультативы конкурсы. На протяжении многих лет, ведя исследовательскую работу на уроках, внеклассных занятиях появилась необходимость объединить одаренных детей разных возрастов для того, что бы увидеть динамику развития школьников. Воспитание ученика исследователя - это процесс очень сложный и трудный, но он открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникшие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление школьников, добываются знания, формируются умения.

Совместная деятельность дает возможность общения друг с другом, слушать и слышать другого, обмениваться опытом и тем самым способствовать развитию каждого ребенка. Все перечисленное стало главной причиной для организации научного общества учащихся (НОУ) в нашей школе.

Опыт в проведении исследовательской работы был, школьники под моим руководством ежегодно выполняли исследования, участвовали в городских, районных, краевых конференциях, фестивалях, конкурсах и небезрезультатно. Работали школьники индивидуально под руководством учителя. Три года назад на определенном этапе большая группа старшеклассников овладела исследовательскими навыками, у них, появилось желание выполнять исследовательские работы на более высоком уровне, обмениваться опытом работы, общаться больше друг с другом, выполняя исследования, слушать и слышать других. И поэтому возникла, необходимость объединить одаренных детей для того, что бы увидеть динамику развития школьников, ни кто не будет оспаривать, что совместная деятельность способствует развитию каждого ребенка, развитию его одаренности. Как всё начиналось?

Как всё начиналось?

Провели собрание, на котором решили создать научное общество учащихся в школе для развития у школьников исследовательских навыков, развития одаренных детей, учить проводить грамотно и научно исследования, оформлять и защищать работы. Нас было всего – 28, но все работали с большим интересом, желанием, познавали новое, ошибались и исправляли ошибки. Провели первое собрание, на котором избрали Совет НОУ, руководителя, секретаря, определили цель, задачи НОУ, направления в работе, разработали и утвердили положение, структуру деятельности, утвердили список учащихся, циклограмму деятельности, выбрали название, эмблема, девиз, формы деятельности и тематику исследовательских работ школьников. Первый год наше общество было однопрофильным: естественно – научного направления. Регулярно проводили учебу членов общества, учителей, приглашали на открытые занятия желающих школьников, показывали презентации работ, стендовые проекты, выступали в классах и рассказывали об исследовательской работе. Своей работой мы заинтересовали многих школьников и педагогов, начали формироваться новые творческие группы, радовало, что уже к нам сами школьники, учителя обращались за советами. В конце учебного года провели научно – практическую конференцию и пригласили всех желающих. В результате проведенной работы НОУ становится многопрофильным и состоит уже из 9 творческих групп: «Биология», «Физика», «Химия», «География» пополняется новыми творческими группами: «Математика», «История», «Малыши», «Английский язык», «Литература». Сегодня НОУ активно работает в школе, школьники с большим удовольствием занимаются исследовательской деятельностью и имеются результаты: 8 дипломов с Всероссийских фестивалей «Портфолио», «Открытый урок», «Созвездие», а на краевой научно – практической конференции в ноябре этого года НОУ награждено грамотой «За лучшую презентацию научного общества» и ценным подарком. Сегодня в школе вся исследовательская деятельность проходит через научное общество, мы, отмечаем, что с каждым годом работа в НОУ становится интересней и значимой для учеников и учителей. Только за время работы над проектом школьники под руководством педагогов создали фильм о работе научного общества, видеоролик, сайт, имеется презентация. Если в вашей школе нет научного общества – создайте его, и вы сразу ощутите большую помощь школьников, их заинтересованность и успех в работе. Главное в деятельности НОУ и творческой группы «Биология» занимает работа над выполнением проекта «Натуралист».

2. Роль проекта «Натуралист» в развитии одаренных детей.

Одна из форм методической работы школы – работа с одаренными детьми. Проблема работы с одаренными детьми для меня очень актуальна. С этой целью в 2006 году в рамках ИСО разработала проект «Натуралист» и для работы объединила одаренных детей разных возрастов. Проект «Натуралист» предназначен для учителей биологии, географии, экологии, реализующих региональный компонент в 6-11 классах, а также предусматривает создание коллекции с разделами: «Научно-исследовательские работы школьников» и «Игротека» и методических рекомендаций для учителей.

Цель проекта: создание ЦОРа, содержащего методические рекомендации и дидактические средства, позволяющие развивать исследовательские навыки учащихся при изучении регионального компонента. Задачи проекта:

1. создать методические рекомендации для учителей по организации проектно – исследовательской деятельности школьников на факультативных занятиях, элективных курсах, в урочной и внеурочной деятельности. 2. Создать ЦОР с коллекцией, в состав которой входят:

" Игротека" (набор деловых и ролевых игр по заявленной тематике) по проверке знаний детей в игровой форме по темам регионального компонента.
"Библиотека" (банк научно – исследовательских работ учащихся и информационные данные по флоре, фауне, экологии Николаевского района).

Проект «Натуралист» способствует моделированию новых электронных учебных материалов, а созданная коллекция будет использована как информационный ресурс в школах города и района, в библиотеке, библиотечной сети района, в школах города, а также может стать дополнением справочного аппарата для работы школьников, педагогов, работников музея имени В.Е.Розова. Раздел коллекции «Методические рекомендации для педагогов» содержит методические рекомендации для учителей по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на факультативных занятиях, элективных курсах и во внеурочной деятельности и рекомендации по составлению игр по региональной тематике. Методические рекомендации помогут молодым учителям организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся в учебном процессе, на факультативных занятиях, элективных курсах и во внеурочной деятельности. На основе разработанных проектов можно всегда разработать исследовательские работы и создать коллекцию игр по региональному компоненту, а также создать банк научно - исследовательских работ с презентацией для творческой работы педагога и школьников. Методическое обеспечение поможет учителю организовать и использовать деловые и ролевые игры, проектно-исследовательскую деятельность учащихся в рамках НОУ (научного общества учащихся) по изучению флоры, экологии и фауны Николаевского района и влияния окружающей среды на здоровье человека.

3. Методические рекомендации по выполнению проекта «Натуралист».

Практику проведения учебных исследований школьниками рассматриваю как особое направление внеклассной и внешкольной работы. Данная деятельность тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Работе над проектом «Натуралист» предшествовала большая подготовительная работа: необходимо было разбудить и воспитать познавательный интерес к исследовательской деятельности у школьников, поднять престиж знаний у школьников к предмету.

Цель проекта: создание ЦОРа, содержащего методические рекомендации и дидактические средства, позволяющие развить исследовательские навыки детей при изучении регионального компонента.

Сначала в работу над проектом были включены два педагога, 28 учеников, 3 ОУ. В работе над проектом определила главные задачи:

1.В процессе работы обучить учащихся технологиям научных исследований – методике научного исследования, конструированию, проектированию.

2.Организовать самостоятельный поиск и исследования научных проблем.

Проект «Натуралист» нацелен на создание WEB-сайта с методическим обеспечением по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках НОУ (научного общества учащихся) по изучению флоры и фауны Николаевского района и влияния окружающей среды на здоровье человека. Содержание проекта рассчитано на учащихся основной и средней школы (6 - 11 классы) и может быть использовано при проведении уроков биологии, экологии, географии, факультативных занятий, элективных курсов и внеклассных мероприятий.

Как организовать учебное исследование?

Первый этап деятельности.

На первом этапе важно правильно определить проблему исследования, т.е. выбрать тему исследования. Тема для исследования должна быть интересной школьнику и при этом должна нести в себе познавательный заряд. В работе с учащимися среднего звена важно использовать темы из основной эмпирической группы - предполагающие, требующие проведение собственных экспериментов. Несколько советов по выбору темы, можно назвать их правилами выбора темы исследования:

1.тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;

2.быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования;

3.быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности;

4.тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро;

5.доступной;

6.должны сочетаться желания и возможности.

Выбирая тему, педагог должен учесть наличие необходимых средств и материалов, т.е. исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождает «пустословие». Это не только не содействует, а, напротив, существенно мешает развитию критического мышления, основанному на доказательном исследовании и надежных знаниях. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одаренных, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, не надо затягивать время. Действовать следует быстро, пока интерес не угас. Постепенно интересы становятся устойчивее. Естественно, что способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; четко их, расклассифицировав, сделать выбор, оценив без эмоций, как и положено исследователю, эффективность каждого способа.

Чтобы работа с одаренными детьми была целенаправленной и поставленной на научную основу я систематически провожу диагностику по выявлению познавательных интересов учащихся. Анкетирования, исследования школьников позволили определить мне Зону Ближайшего Развития каждого одаренного ребенка и создать условия для развития их способностей и талантов.

Следовательно, учитывая все рекомендации на первом этапе деятельности по проекту «Натуралист» совместно с детьми определили проблему исследования, сформировали мини-группы согласно интересам детей, определить тематику мини-проектов, задачи, ожидаемые результаты и сроки выполнения предстоящей работы.

Цели:

1.Разработка методики (плана) изучения флоры и фауны Нижнего Амура.

2.Планирование и организация поисково-исследовательской деятельности учеников.

3.Активизация личностной позиции учащегося на основе приобретения новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми).

4.Развитие исследовательских умений (анализ проблемной ситуации, осуществление отбора необходимой информации, умение строить гипотезы, обобщать, делать выводы).

Задачи:

1.Разработать методические рекомендации для проведения проектной деятельности.

2.Организовать из числа учащихся инициативную группу в 20 человек формировать положительную мотивацию проектной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;

3.Создать условия для проектной деятельности (материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, музея, архива, Интернет, и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий.

4.Накопление посредством поисково-исследовательской работы необходимой информации о флоре и фауне Нижнего Амура.

Способы решения задач – собрание творческой группы учащихся, выставка научно-популярной литературы по предлагаемой тематике проекта, экскурсии в музей, архив, библиотеку, участие в работе школьного НОУ, конференция НОУ.

Ожидаемый результат (фактически на данный этап) – сформировать инициативную группу; определить проблему, направления работы, тематику, сроки выполнения индивидуальных и групповых работ.

1. Организационный момент

В декабре провели классные часы в 6,7,9 классах по теме: «Животный и растительный мир Нижнего Амура». Школьники 6 - 7 классов посетили музей, где познакомились посредством экскурсоводов с тематическими выставками и основной идеей проекта. 10 - 11 классы разработали игру « Знаешь ли ты флору и фауну своего района?». 28 декабря собралась инициативная творческая группа и определила совместно с руководите¬лем цели, задачи, пробле¬мы, гипотезы проектной работы, основ¬ной замысел, (примерная тематика и формы продуктов будущих индивидуальных и коллективных работ учащихся ребята продумывали на каникулах). Сформировали проектные мини - группы.

2. Планирование

В январе провели собрание творческой группы ребят:

уточнили и конкретизировали цели и задачи проекта;
сформировали проектные группы и распределили роли;
провели консультации по выбору тематики индивидуальных и коллективных проектов, сформулировали идеи и замыслы;
провели групповое обсуждение идей будущих проектов, составили индивидуальные планы;
разработали раз¬вернутый план ра¬боты по проекту;
определили тематику и формы продуктов будущих индивидуальных и коллективных работ учащихся;
спланировали направления работы, определили периодизацию, временных рамок, географию предстоящего исследования (флора, экология и фауна Нижнего Амура);

3. Поисково-исследовательский этап

уделили особое внимание стендовой информации и оформлению паспорта проекта;
определили сроки индивидуальных и групповых консультаций по содержанию и правилам оформления проектных работ;
организовали самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность школьников, использовали ресурсы: научно-* популярная литература, фонды библиотек, музея, Интернет, и т.д.;
определили начало подготовки проектов;

В работе использовали методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод самостоятельной работы, поисково-исследовательской деятельности, методы мотивации, своевременно проводили коррекцию работы, рефлексию.

Формы применяли различные: групповые и индивидуальные организации проектной деятельности на основе дифференциации и учета возрастных особенностей, форма деятельности: учитель – консультант. Данные формы, по мнению исполнителя, могут быть использованы другими исполнителями в различных областях (организационные мероприятия).

На первом этапе выполнения проекта столкнулись с трудностями:

В работе над проектом встречаются такие моменты, когда ребенок не может преодолеть знаниевый барьер, школьникам необходима моя помощь, чтобы начатое дело довести до конца, а иногда у ребенка просто не хватает воли выполнить работу, поэтому я стараюсь понять трудности каждого ребенка и своевременно оказать помощь. В работе над проектом встречаются трудности, но стараюсь всегда справиться с ними самостоятельно.

Быть руководителем проекта очень сложно, так как необходимо быть педагогом – профессионалом, систематически заниматься самообразованием, одновременно быть научным руководителем у своих талантливых школьников, читать много дополнительной литературы, быть всегда в поиске нового, достаточно много уметь.

Одаренных детей, я уверена, не может быть много, но качество выполненной работы должно быть высоким – это перспектива, мое главное требование к работе с одаренными детьми.

Второй этап деятельности

Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации весело и приятно. Значительно сложнее решить, что сделать с информацией, как ее проанализировать, а затем обобщить, выделить главное и исключить второстепенное и, наконец, в каком виде представить. Здесь в первое время никак не обойтись без деликатной помощи педагога. Необходимо педагогу своевременно, систематически рефлексировать деятельность учеников и обобщать материал для создания методических рекомендаций.

При организации исследовательской деятельности в школе часто возникают определенные трудности, поэтому я выработала свою систему работы, нашла рациональное зерно.

Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении должна включать три относительно самостоятельных этапа, на мой взгляд.

1.проведение занятий по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска;

2.организация самостоятельных исследований;

3.заключительный этап, самый важный - проведение конкурсов, конференций, защита исследовательских работ и творческих проектов с презентацией.

Важно учителю знать:

Несколько советов молодым педагогам по организации и проведению исследовательской деятельности предлагает учитель, чтобы не сделать серьезных ошибок:

1. Выбор темы, формулировка и содержание должны предполагать:

интеграцию наук и различных областей практической деятельности,

практическую ориентацию целей, задач и содержание работы,

предметно-объективный принцип исследования,

практическую значимость результатов проекта.


2. Этапы организации проектной деятельности их содержание.

А. Подготовительный этап:

формулировка темы и её осмысление;

формулировка проектного задания и анализ его содержания;

постановка проблемы через противоречие;

установление мотивации к действию:

выявление объекта и предмета исследования;

формулировка гипотезы исследования;


Б. Этап планирования:

определение направлений работы для реализации проектной задачи;

составление программы проектной деятельности;

определение источников информации и способов её сбора;

определение способов представления результатов

определение методов исследования;


В. Этап исследования (экспериментальный).

Предполагает обязательное использование основных инструментов исследования: наблюдения, эксперимента, анализа литературы, статистических и опытных данных.

Г. Результативно - аналитический этап.

анализ собранной информации;

формулирование выводов;


Д. Отчётно-презентационный этап:

выполнение отчёта;

презентация результатов проекта.

Проектную деятельность школьников оцениваю по следующим параметрам: познавательная активность и предприимчивость, логика построения программы проекта, качество использования источников информации, эффективность презентации результатов, потенциал продолжения проекта.

Важно учителю знать:

1.тема работы должна быть актуальной и вызывала у детей интерес.

2.Определяется цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее);

3.Задачи исследования (конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие; могут определять спектр действий исследователя при движении к поставленной цели).

4.Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы).

5.Работа школьников с литературными источниками, в библиотеках, музеях, организация наблюдений и исследований.

6.Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).

7.Обработка результатов исследования.

8.Результаты исследования (краткое словесное изложение новой информации об объектах или явлениях, которую удалось получить юному биологу в процессе наблюдения или эксперимента). При изложении результатов желательно давать четкое и немногочисленное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на графиках и диаграммах.

9.Выводы исследования (умозаключения, сформулированные в обобщенной форме). Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции, без многословных объяснений или трактовок. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5.

Цели второго этапа деятельности по проекту «Натуралист»:

1.Систематизация собранного материала и создание банка исследовательских работ и на основе исследований разработка дидактических средств в виде игр;

2.создание методических рекомендаций по организации проектной деятельности школьников в рамках НОУ и по организации и использованию деловых и ролевых игр.


Задачи:

1. Разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников в рамках НОУ и по организации и использованию деловых и ролевых игр.

2.систематизировать собранный материал и создать дидактические средства в виде проектов и дидактических и ролевых игр.

На втором этапе своевременно организовала учащихся на проведение поисково-исследовательской работы по сбору материалов, содержащих сведения о родном крае, посетить библиотеки, архив, музей, использовать ресурсы Интернет, а также практическую деятельность в природе.

В апреле – мае месяце каждая группа просистематизировала собранный материал и с помощью учителя школьники начали работать над созданием дидактических средств в виде игр и проектов.

Поисково-исследовательский этап включил:

Стендовую информацию и оформление паспорта проекта;
индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам создания и оформления исследовательских работ, созданию игр.

В работе использовала ряд методов: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, самостоятельную работу учащихся, поисково-исследовательская деятельность, методы мотивации, поисково-исследовательский, рефлексия, особое внимание уделяла коррекции работ.

В работе с детьми использовала ряд форм: - групповые и индивидуальные организации проектной деятельности на основе дифференциации и учета возрастных особенностей, форма деятельности: учитель – консультант. Использование новых педагогических технологий: развивающее обучение, метод проекта, проблемное обучение, коммуникативные технологии, личностно-ориентированного обучения и воспитания, дифференцированного подхода, проблемного обучения, технология поисково-исследовательской деятельности, рефлексивного обучения дали положительный результат в работе над проектом.

Оформление материала учащимися по проекту происходит с помощью компьютера, систематически используется программное обеспечение: текстовые, графические редакторы; электронные таблицы. Школьники работают над составлением коллекции, состоящей из двух разделов: «Библиотека» (банк исследовательских работ школьников) и «Игротека» (набор игр по ХКК). На данном этапе первый раздел коллекции «Библиотека» выполнен и содержит исследовательские работы школьников:

«Здоровье Амура»
«Сохраним природу Нижнего Амура»
«Влияние компьютеров на здоровье подростков»
«Влияние стресса на организм подростков»
«Николаевский лесхоз: история создания и роль предприятия в восстановлении лесных богатств»
«Краснокнижные животные и растения Нижнего Амура»
«Птицы Нижнего Амура»
«Биологические часы Николаевского района».

Изюминка в работе: школьники создают банк научно – исследовательских работ, а на основе проектов разрабатывают дидактические и ролевые игры.

Невозможно представить учебно-воспитательный процесс, развитие творчества у школьников без игры. Игра имеет огромное значение в воспитании, обучении и развитии ребенка. Игра – это осуществление мечты, его желаний. В ходе ее проявляется максимум способностей, знаний, умений, добываются ценные сведения, формируются новые умения, знания. У игровой формы работы есть еще один «плюс» - она позволяет привлекать к участию ребят различных возрастов, трудных детей. Школьникам же игра помогает войти в мир наук, труда, общественных отношений. Игра – важная сфера жизнедеятельности ребенка. Едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей, а способностей к творчеству в целом у подростков. Игра знакома каждому человеку с детства. В процессе игры развиваются способности школьников, раскрываются их возможности и создаются условия для обмена информацией. Игра интересна, увлекательна, развивает мыслительную и творческую деятельность ребенка. Второй раздел «Игротека» содержит авторские игры школьников по теме проекта. Раздел коллекции «Игротека» разработан на основе проведенных исследований. Школьники за основу игр взяли телевизионные игры: «Поле чудес», «Умники и умницы», «Слабое звено» и т.д., но вопросы, задания разработали по флоре, фауне, экологии Нижнего Амура. Например, игра «Слабое звено», автор Павлюк Юлия, поможет обобщить знания школьников о птицах и насекомых Нижнего Амура на уроках ХКК, биологии, экологии в 7 классе.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Scroll To Top