Бегущая строка

Блог клуба - НОУ МОУ «Военно-морской лицей», г. Хабаровск

RSS-лента
22 июля 2013

Положения

Положение о лицейском научном обществе

1. Общие положения

Лицейское Научное Общество (ЛНО) – добровольное объединение лицеистов, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.

ЛНО руководствуется в своей деятельности законодательством РФ, Конвенцией о правах ребенка, осуществляет свою деятельность в соответствии с частью 1 Гражданского кодекса РФ «Об общественных объединениях», Законом РФ «Об образовании» и данным Положением. Лицейское научное общество имеет свое название, эмблему, девиз.

2. Задачи лицейского научного общества

 содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;
 развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;
 знакомить школьников с методами и приемами научного поиска;
 учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать исследовательские проблемы, грамотно оформлять научную работу;
 способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;
 содействовать профессиональному самоопределению учащихся.

3. Содержание и формы работы лицейского научного общества

 составление программ, разработка проектов и тем исследований;
 удовлетворение персонального спроса участников ЛНО на изучение интересующих их проблем;
 участие в экспедициях, олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках;
 проведение семинаров, дискуссий, научно-практических конференций;
 выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами;
 встречи с учеными, сотрудниками музеев, архивов;
 руководство объединениями по интересам для учащихся второй ступени школы;
 совместные заседания школьных и студенческих секций научных обществ;
 подготовка творческих работ и их публикация в сборниках.

4. Структура и организация работы лицейского научного общества

ЛНО включает в себя творческие группы учащихся, объединенных в секции по различным областям знаний.

Высшим органом ЛНО является научно-практическая конференция, проводимая ежегодно в апреле.

В период между конференциями деятельностью ЛНО руководит ученический совет, избираемый общим собранием сроком на один год. Из своего состава совет выбирает председателя ЛНО и секретаря. Совет ЛНО решает организационные вопросы, оказывает помощь научным руководителям и консультантам в работе по проведению учебных сборов, конференций, выставок, экспедиций, собраний, взаимодействует с советами городского НОУ и студенческими обществами вузов. Ученический совет работает под руководством методического совета лицея. Занятия членов ЛНО проводятся по необходимости коллективно или индивидуально под руководством научного руководителя и консультантов, но не реже одного раза в месяц.

5. Участники ЛНО

Членами ЛНО являются учащиеся 7–11-х классов МОУ Военно-морского лицея имени адмирала флота Н.Д. Сергеева, изъявившие желание активно участвовать в работе одной-двух секций общества.

Учащиеся-исполнители ученической исследовательской работы имеют право:

 выбрать тему в соответствии со своими интересами;
 использовать для выполнения исследования материально-техническую и информационно-справочную базу образовательного учреждения;
 получать регулярную методическую и организационную помощь от руководителей и научных консультантов ученической исследовательской работы;
 свободно использовать собственные результаты исследовательской деятельности в соответствии с авторским правом;
 представлять результаты выполнения ученической исследовательской работы для получения зачета или оценки по соответствующему предмету, а также представлять к защите исследовательскую работу на итоговой аттестации в выпускных классах.

Члены ЛНО могут избирать и быть избранными в ученический совет; получать отзыв о своей творческой работе от ученического совета и научного руководителя.

К обязанностям исполнителей ученической исследовательской работы относятся:

 выполнение исследования в соответствии с требованиями, утвержденными в образовательном учреждении;
 соблюдение графика работ в соответствии с рабочей программой исследования;
 соблюдение полной сохранности и бережного использования материальных ресурсов и справочно-информационных материалов образовательного учреждения, а также вспомогательных учреждений (библиотек, архивов, музеев и т.п.).

За активную деятельность в лицейском научном обществе и выполнение конкретных работ старшеклассники награждаются специальными дипломами, грамотами, призами, поощряются экскурсионными путевками. Отдельным выпускникам за особые достижения в научно-исследовательской работе вручаются рекомендации для поступления в вузы.


ПОЛОЖЕНИЕ

о лицейской научно-практической конференции

I. Общие положения.

Лицейская научно-практическая конференция (далее — Конференция) проводится один раз в год и призвана активизировать работу по пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации и привлечению учащихся к научному творчеству и исследовательской работе во внеурочное время под руководством педагогов, ученых, преподавателей вузов.

II. Цели Конференции:

o интеллектуальное и творческое развитие учащихся лицея посредством исследований;
o поддержка талантливой молодежи, демонстрация и пропаганда лучших достижений лицеистов;
o формирование творческих связей с высшими учебными заведениями;
o привлечение общественного внимания к проблемам развития интеллектуального потенциала общества.

III. Задачи Конференции:

o выявление талантливых лицеистов, проявляющих интерес к научно- исследовательской деятельности, оказание им поддержки;
o вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность, приобщение к решению задач, имеющих практическое значение для развития науки, культуры;
o демонстрация и пропаганда лучших достижений учащихся, опыта работы учебных заведений по организации учебной научно-исследовательской деятельности.

IV. Руководство Конференцией.

Организаторами Конференции являются:

o научно-методический совет;
o методические объединения;
o лицейское научное общество.

V. Участники Конференции.


Участниками Конференции могут быть лицеисты 9-11-х классов.

VI. Сроки проведения Конференции.

Один раз в год по приказу директора лицея.

VII. Требования к содержанию и оформлению доклада (реферата).

Требования к содержанию и оформлению доклада (реферата) соответствуют традиционным стандартам описания результатов научных исследований.

Для участия в Конференции участники должны представить исследовательскую работу в виде доклада (реферата).

Работа, представленная на экспертизу, должна носить характер научного исследования, центром которого является актуальная проблема, имеющая практическую значимость.

Научная работа должна содержать:

1. титульныи лист;
2. оглавление;
3. введение;
4. основную часть;
5. заключение;
6. список литературы (библиографический список);
7. приложения.

Титульный лист должен содержать:

o название работы, ее вид (доклад по результатам исследований, реферат, проект);
o наименование номинации;
o сведения об авторе (фамилия, имя, класс);
o сведения о руководителе или консультанте (фамилия, имя, отчество, должность, место работы, ученая степень).

В оглавление должны быть включены:

o введение;
o названия глав и параграфов;
o заключение;
o список используемых источников информации;
o названия приложений и соответствующие номера страниц.

Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы и источников, степень изученности данного вопроса, описание собственного опыта работы в решении избранной проблемы.

Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно: описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т. д.). Основная часть делится на главы. В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором, направления дальнейших исследований и предложения по возможному практическому использованию результатов исследования.

В список используемых источников заносятся публикации, издания и источники информации, использованные автором.

Информация о каждом издании должна быть оформлена в строгой последовательности:

o фамилия, инициалы автора;
o название издания;
o выходные данные издательства;
o год издания;
o № выпуска (если издание периодическое);
o количество страниц.

Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.

Доклад может содержать приложения с иллюстративным материалом (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т. п.), который должен быть связан с основным содержанием.

Требования к оформлению доклада.

Текст доклада печатается на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм, горизонталь — 210 мм). Шрифт — Times New Roman Суг, размер — 12 пт, межстрочный интервал — 1,5. Поля: слева — 25 мм, справа — 10 мм, снизу и сверху — 20 мм. Допустимо рукописное оформление отдельных фрагментов (формулы, чертежный материал и т. п.), которые выполняются черной пастой (тушью).

Текст доклада — не более 15 страниц (не считая титульного листа).

Приложения могут занимать до 5 дополнительных страниц. Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены. В тексте доклада автор должен на них ссылаться.

Доклад и приложения скрепляются вместе с титульным листом (рекомендуются скоросшиватели и пластиковые файлы).

VIII. Оценка представленных материалов.

Эксперты оценивают каждую работу по следующим критериям:

o актуальность темы;
o соответствие содержания сформулированной теме, поставленным целям и задачам;
o научная аргументированность работы, разнообразие методов исследования;
o практическая значимость;
o оригинальность решения проблемы;
o логичность построения работы;
o уровень самостоятельности;
o соответствие выводов полученным результатам;
o наличие литературного обзора, его качество;
o культура оформления работы, приложений (если есть).

IX. Технология проведения Конференции.

Работа Конференции предусматривает публичные выступления участников по результатам собственной исследовательской деятельности на предметных секциях по следующим направлениям:

o математика, информатика, физика;
o русский язык, литература, английский язык;
o естественные науки;
o ОБЖ и здоровье человека;
o история, обществознание, краеведение.

Защита доклада (реферата) представляется в устной форме, сопровождается компьютерной презентацией (Power Point).

На выступление по представлению своей работы участнику дается 5-7 минут, на выступление при обсуждении — до 2 минут. Участникам Конференции необходимо иметь при себе напечатанный экземпляр текста своего доклада (реферата).

Жюри оценивает выступление участника и ответы на вопросы по следующим критериям:

o логичность выступления;
o использование наглядности выступления (если есть);
o культура речи;
o компетентность докладчика (владение проблематикой области исследования);
o культура речи при ответах на вопросы.

При активном обсуждении докладов (рефератов) участников, учащиеся имеют возможность получить дополнительные баллы.

X. Подведение итогов Конференции.

По окончании работы предметных секций проводятся заседания экспертных групп, на которых выносятся решения о призерах. Все решения экспертных групп протоколируются, подписываются, утверждаются председателями и секретарями экспертных групп, являются окончательными. Победители и лауреаты Конференции награждаются дипломами.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ

СОВЕТ ЛИЦЕЙСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ - Людмил Рябова

СЕКРЕТАРЬ - Анастасия Ранцева

ЧЛЕНЫ СОВЕТА ЛНО

Поляков Сергей - МИФ
Рябова Надежда - МИФ
Филимонова Светлана - гуманитарная секция
Юсупова Анжелика - гуманитарная секция
Логинова Алаксандра - естественные науки
Донкан Егор - естественные науки
Белозерова Ксения - история, краеведение
Лазарев Ярослав - история, краеведение

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Военно-морского лицея имени адмирала флота Н.Д. Сергеева


Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Для этой цели в лицее создано и существует научное общество учащихся. Главная задача общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.

При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка.

Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в лицейское научное общество.

Какое значение для учащихся имеет научное общество?

Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

В нашем лицее научное общество учащихся существует с 2002 года, и основу его составляют учащиеся, тематика исследований которых разнообразна и охватывает такие предметные области как математика, естествознание, филология, история и краеведение. Краеведческая проблематика ученических исследований всегда имела свою специфику, поскольку краеведческие объекты или темы, как правило, являются малоизученными. Особенно это касается истории отдельных событий, судеб отдельных личностей.

Важнейшим условием эффективной организации исследовательской деятельности учащихся является осуществление компетентного своевременного управления данным процессом.

В нашем общеобразовательном учреждении такое управление осуществляется методическим советом и предметными методическими объединениями.

Методический совет на заседаниях дает оценку текущему состоянию исследовательской деятельности учащихся в лицее, принимает решения об обобщении опыта выполнения ученических исследовательских работ и использования их результатов в учебно-воспитательном процессе.

Методический совет:

• осуществляет общее руководство исследовательской деятельностью в лицее;

• организует обсуждения предложений методического совета и предметных методических объединений по развитию и совершенствованию исследовательской деятельности учащихся, применению результатов исследовательских работ в учебно-воспитательном процессе;

• организует рассмотрение и утверждение кандидатур руководителей и исполнителей ученических исследовательских работ, рабочих программ и отчетов по исследовательской деятельности;

• проводит методическую работу с руководителями методических объединений и с руководителями ученических исследовательских работ;

• организует материально-техническую поддержку лицейского научного общества.

Предметные методические объединения на своих заседаниях назначают руководителей и исполнителей ученических исследовательских работ, утверждают их темы.

Непосредственное руководство научной деятельностью учащихся осуществляют наиболее квалифицированные педагоги лицея, а также специалисты и научные работники, привлекаемые к руководству исследовательскими работами учащихся извне.

К обязанностям руководителя ученической исследовательской работы относятся:

• составления примерного перечня тем исследовательских работ на основе анализа степени изученности тех или иных вопросов из жизни родного края;

• оказание помощи учащимся в выборе тем для исследований;

• составление рабочих программ исследований;

• текущее руководство, методическая, организационно-техническая помощь, постоянное консультирование учащихся;

• контроль выполнения основных этапов исследовательских работ;

• методическая и организационно-техническая помощь в составлении отчетов об ученической исследовательской работе, в изготовлении наглядных пособий;

• выработка рекомендаций по применению результатов ученической исследовательской работы в учебно-воспитательном процессе;

• оказание помощи исполнителям исследовательских работ в подготовке к участию в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах творческих работ;

• оказание помощи ученикам в публикации результатов выполненных исследований дальнейшей исследовательской деятельности.

Организация исследовательской работы учащихся в Военно-морском лицее выстраивается поэтапно.

Выделены следующие этапы такой деятельности:

I- подготовительный (1 - 4-й классы);

II- развивающий (5 - 9-й классы);

III- собственно исследовательский (10-11-й классы).

Первый, подготовительный этап предполагает формирование у учащихся навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями, ИНТЕРНЕТ ресурсами. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса к учению и выявление наиболее способных к творчеству учеников.

Второй, развивающий этап предполагает совершенствование у учащихся навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса к исследованиям на данном этапе играет деятельность школьных внеклассных объединений: музейной группы, кружков «Юный журналист», «Юный информатик». Учащиеся 7-9-х классов при желании вступают в научное общество учащихся, где вместе со старшеклассниками приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности.

Третий, собственно исследовательский этап является этапом непосредственной научно-исследовательской деятельности учащихся, в ходе которого ведется разработка как общелицейских тем, так и индивидуальных проектов ребят.

Чтобы исследовательская деятельность учащихся в лицее имела постоянную перспективу, необходимо обеспечить преемственность в данной работе.

С этой целью учащиеся старших классов проводят беседы, классные часы, социологические исследования среди младших школьников, учеников второй ступени; выступают в роли экскурсоводов в музее лицея.

Важнейшую роль в осуществлении преемственности играют заседания экспертного совета, отчетные заседания научного общества учащихся, на которых происходит "передача эстафеты" исследовательской деятельности от выпускников "последующим поколениям".

Организуя деятельность лицейского научного общества, мы помним о факторах успешности исследовательской деятельности учащихся.

К ним относятся:

• соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;

• добровольность выбора темы учащимся;

• максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;

• компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;

• уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся, родителей и педагогов лицея, осознание лицеистами значимости и полезности выполняемой ими работы.


Волкова Т.Н., Совет ЛНО

О научном объединении учащихся

«Мало знать, надо и применять.
Мало очень хотеть, надо и делать!»

Данные о содержании исследовательской, проектной деятельности ученического сообщества:
Проведение учебных сборов, конференций, выставок, экспедиций, собраний, взаимодействие с советами городского и краевого НОУ

Направление исследовательской, проектной деятельности:
Исследования в области математики, естественных наук, истории, краеведения, русского языка и литературы, славянской духовной культуры, ОБЖ и физической культуры

Сроки: В течение учебного года

Цель: Создание условий для научного творчества лицеистов, содействие воспитанию нового поколения исследователей.

Руководитель (Ф.И.О., основное место работы, должность)

Соколова Г.В., Курдакова Е.Г. – математика,

Жигалова Л.А., Глебская С.А., Никонова Л.В. – русский язык и литература,

Бобылева Т.А., Кондратьева Г.В. – история, краеведение,

Василенко Е.Г. – науки о Земле,

Волкова Т.Н. - химия,

Климова И.А. - биология,

Алфёрова О.А. - информатика ИКТ,

Рогачёва М.Л., Сергеева О.И. - английский язык,

Ищенко Л.И. - физическая культура.

Данные о полученных результатах и тиражируемых продуктах деятельности
Участие в городских и краевых, всероссийских конференциях, семинарах, конкурсах по направлениям исследовательской деятельности (победители, призеры, дипломанты, лауреаты)

Характеристика полученных результатов деятельности (охарактеризовать в нескольких фразах результат)
Развитие интеллектуального творчества учащихся, привлечение к исследовательской деятельности большего числа участников, рост мотивации к научно-исследовательской работе

Где осуществлялась апробация или внедрение полученных результатов?

- МБОУ ВМЛ

Где можно познакомиться с результатами деятельности?
Публикации в лицейской газете «Виват, лицей!»,сайт лицея: http://www.vml.ucoz.ru/

Характеристика полученных тиражируемых продуктов
Работы учащихся напечатаны в краевом сборнике детских творческих работ «Свет рождества», молодёжной газете "Голос поколения", в сборниках материалов городских научно-практических конференций 2007,2008, 2011 г.г., в сборнике тезисов участников Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ учащихся и молодежи "Юность.Наука. Культура" (2010, 2011 г.г.)

Специальные условия использования продуктов
Множительная техника, оборудование для издательского центра

Кому принадлежат права использования продуктов?
МБОУ ВМЛ, авторам исследований

Данные о связях с другими учреждениями, организациями (сетевое взаимодействие, совместные проекты)
Городское и краевое НОУ

Какая нормативно–правовая база у сообщества имеется
Имеется Устав, Положение, структура ЛНО
Структура ЛНО включает в себя творческие группы учащихся, объединенных в секции по различным областям знаний.
Высшим органом ЛНО является научно-практическая конференция, проводимая ежегодно в апреле.
В период между конференциями деятельностью ЛНО руководит ученический совет, избираемый общим собранием сроком на один год. Из своего состава совет выбирает председателя ЛНО и секретаря.
Совет ЛНО решает организационные вопросы, оказывает помощь научным руководителям и консультантам в работе по проведению учебных сборов, конференций, выставок, экспедиций, собраний, взаимодействует с советами городского и краевого НОУ и студенческими обществами вузов.
Ученический совет работает под руководством методического совета лицея.
Занятия членов ЛНО проводятся по необходимости коллективно или индивидуально под руководством научного руководителя и консультантов, но не реже одного раза в месяц.


Директор МБОУ ВМЛ С.А. Глебская
Scroll To Top