Бегущая строка
article473.jpg

ОЛЬГА ЧМЕЛЬ: «ЛИТЕРАТУРА – ЭТО ДУХОВНЫЙ КЛАД, ДОСТУП К КОТОРОМУ ОТКРЫТ ВСЕМ НАМ»

 22.01.2016

Ольга Чмель: «Литература – это духовный клад, доступ к которому открыт всем нам»

После завершения первого тура олимпиады по литературе мы поговорили с председателем жюри Ольгой Владимировной Чмель, кандидатом педагогических наук, и узнали, почему ей интересно работать в «Созвездии», как готовиться к олимпиаде, и для чего же все-таки нужна литература.

Сколько лет вы являетесь председателем жюри на региональном этапе ВсОШ по литературе?

Я работаю очень долго, думаю с момента основания олимпиады, а это около двадцати лет.

Вы ведь преподаёте в ВУЗе, как часто вы встречаете детей, которые приезжают и выигрывают краевой этап, у себя в университете?

Как правило, те дети, которые выигрывают олимпиады - уезжают. Выбирают ВУЗы высокого порядка, вроде МГУ или СПбГУ. Например, девушка, которая в том году стала призером на всероссийской олимпиаде – Маргарита Вяльцева, учится в МГУ на филологическом факультете.

Вы ведь кандидат педагогических наук. В чём, как вы думаете, особенность работы с детьми в «Созвездии»? 
 
В  «Созвездии» очень интересно работать уже потому, что дети, которые здесь мотивированы. Им нравится заниматься тем, что они делают. Ребята всегда работают с большой отдачей, а это приятно любому преподавателю.

Олимпиада по литературе проводится в два тура. Первый – комплексный анализ текста, а второй – творческий. Почему именно так?

Потому что это совершенно разные виды работ. Анализ текста – это очень тяжелая умственная работа, после которой очень сложно переключиться. И я думаю, близок тот день, когда олимпиада будет писаться в три тура, как на всероссийском этапе. Добавится устная часть, где ребятам нужно будет публично выступать, доказывая свою точку зрения на определенный вопрос.

А какой тур на Ваш взгляд сложнее? 

Здесь не угадаешь. Бывает такое, что ребенок пишет безукоризненный анализ, а творческую часть выполняет очень плохо, и это всегда очень удивляет. Но творческое задание, несмотря на название, требует глубочайшего литературного образования, и если нет определенной базы или запаса знаний, то творческое задания оказывается невыполнимым.

А как грамотно оценить творческую часть? Ведь это немного другое, чем, скажем, физика или химия, где в ответе должно получиться конкретный результат.

На это всегда есть шестое чувство. Творческая работа высокого качества всегда выделяется на фоне остальных. Как преподнести ее – это выбор участника, на то это и творческое задание. Ну а та часть, где ребятам все-таки требуется показать образованность, для нее есть критерии, по которым мы, учителя, проверяем работы. 

Опять же возьмём в пример точные науки. Чтобы подготовиться к физике, необходимо решать задачи, запоминать алгоритмы, а каким образом подготовиться к олимпиаде по литературе?

Прежде всего, нужна хорошая теоретическая подготовка, без нее очень сложно и практически невозможно. Для этого созданы Вебинары, которые набирают популярность и уважение среди участников олимпиады. Также, это чтение специальной литературы, которую мы советуем ребятам. Она доступна, но при этом написана научным языком, что позволяет ученикам расширять свой кругозор. И третье, как мне кажется, не нужно стараться охватить сразу все дисциплины. Ребята, которые приезжают на олимпиады по нескольким совершенно разным предметам, не занимают призовых мест, потому что они растрачивают энергию на несколько областей, не концентрируясь на чем-то одном.

Все мы люди – все мы когда-то устаём или теряем стремление. Откуда черпать вдохновение?

Я думаю, во всем этом есть определенный цикл. Ребята приезжают сюда, готовятся, пишут два этапа, кто-то едет домой, а кто-то начинает подготовку к всероссийскому этапу. После чего, до сентября, дети отдыхают, занимаются самообразованием, а уже с нового учебного года они готовы к новым свершениям. Учителя начинают готовить ребят к муниципальному этапу, далее победителей к региональному… И всё повторяется. Время для отдыха всегда есть, главное - проводить его с пользой!

Олимпиада - всегда очень ответственный момент для ребят, а для учителей?

Для нас это всегда очень интересно. Мы ведь тоже решаем задания, и нам всегда любопытно увидят ли ребята то, что увидели мы, придут ли к тем мыслям, к которым пришли мы. Зачастую случается наоборот, ребята удивляют нас своей проницательностью и чуткостью. Мы восхищаемся работами этих учеников, зачитываемся ими, но также часто и смеемся, куда же без этого! 

А для чего вообще нужна литература?

В этом году именно с этого вопроса началась первая консультация. Ответов было столько, сколько и детей в аудитории. Я не буду углубляться в истории ребят, выскажу только лишь свое отношение. У нас сейчас не век техники, у нас век успешных людей, и если ты хочешь быть таковым, то литература – это отличный помощник в развитии навыков общения с людьми, навыков коммуникации. Я очень люблю фразу: «Интеллект – это богатство, и чтобы быть богатыми, нужно быть интеллектуально развитыми». Литература – это духовный клад, доступ к которому открыт всем нам, и не пользоваться им – очень глупо.

 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Scroll To Top