26.01.2016
В современном, постоянно меняющемся мире, мы не всегда успеваем следить за всеми преобразованиями и новшествами. Но есть люди, которые умеют и могут не только фиксировать настоящее, а изучать прошлое и делать прогнозы на будущее. Валерий Николаевич Тимошенко - заведующий кафедрой отечественной и всеобщей истории Педагогического института ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», а также доктор исторических наук и председатель регионального этапа ВсОШ по истории является явным тому доказательством! Что интересного может дать история, как дисциплина? Каковы тенденции к изучению предмета в подростковой среде? Почему среди журналистов можно встретить немало историков, а также какова расстановка сил в мире, подвергнутом глобализации? На эти и многие другие вопросы найдем ответы в интервью с Валерием Николаевичем.
Насколько современное поколение интересуют вопросы истории?
Вопрос сложный, потому что в последнее время наметилась такая негативная тенденция, что истории уделяется мало внимания и в школе, и вообще молодежь не совсем в должной степени заняты изучением истории.
Как думаете, с чем это связано?
Знаете ли, в мире глобализации есть масса других увлечений помимо истории. Раньше все было более «книжное» - прошлое поколение читало больше книг, а сейчас молодежь чаще сидит в Интернете, а там куда больше возможностей прочесть что-то кроме исторической литературы. Может быть, недостаток школьного образования, или в семье не прививают любви к истории с детства.
Как Вы относитесь к современным событиям в мире и стране с позиции преподавателя, человека, гражданина?
В первую очередь я отношусь к этому как историк. И история показывает, что на протяжении всего времени была определенная борьба между ведущими странами, державами. И в этой борьбе, так скажем, конкурентно способный тот, у кого больше сил, больше возможностей. И как это не грустно прозвучало, но пока что в современных международных отношениях – силы играют решающую роль. Если мы будем слабыми, то, соответственно, с нами никто считаться не будет.
Вопрос, который позволит Вам вспомнить свою молодость. Что подтолкнуло Вас к изучению истории?
Мой отец много читал и зачастую подсовывал мне те или иные исторические романы, и, будучи в третьем или четвертом классе я читал довольно серьезные работы: Алексей Чапыгин «Гулящие люди» про Степана Разина и «У Понта эвксинского» Виталия Полупуднева – а это очень сложные для третьеклассника книжки, но мне это БЕЗУМНО нравилось. И вот с тех пор я увлекся историей.
А как Вы прививаете интерес к истории студентам и участникам олимпиады?
Дело в том, что на наш исторический факультет приходят уже достаточно заинтерисованные люди, которым важно и нужно, а главное интересно изучать историю. То, что у них не хватает определенного количества знаний, это уже другой вопрос, но при желании студенты могут проявить себя во всех направлениях изучения истории.С участниками олимпиады все немного сложнее. Я председатель жюри уже 15 лет, и практика показывает, что среди всех победителей регионального этапа, совсем немного поступили на исторический факультет. Причем поступили удачно: двое стали преподавателями, то есть они отучились, были студентами, потом остались преподавателями. Конечно, некоторые ребята, которые могли бы пойти в университеты Хабаровского края, отдали предпочтение ВУЗам столичным, например МГУ. Но все равно заслуга в этом регионального этапа олимпиады, поскольку именно на ней они себя проявили и там их заприметили. И по результатам этой олимпиады они поступили в престижные ВУЗы страны.
Еще одни вопрос, скажите, каково прикладное значение истории как предмета? Допустим, изучая физику, человек может стать инженером, а с биологией можно уйти в медицину. Какие дороги в жизнь предлагает история?
Как раз дело в том, что история – это базовая дисциплина. Это основа. К ней уже примыкают различные направления: регионоведение, краеведение - это все уже прикладывается, а история дает основной багаж знаний. Многие выпускники нашего исторического факультета работают журналистами на телевидении. И однажды я спросил у руководителя, работающего на ВГТРК: «Почему вы историков берете? Ведь есть факультет журналистики, который специально готовит профессиональных журналистов» На что он мне ответил: «Ваши историки не только умеют говорить, но и рассуждать!»
Это очень важный критерий! Тогда еще один вопрос, скажите, атмосфера КДЦ «Созвездия» влияет на написание и подготовку к олимпиаде?
Мне кажется, что сама атмосфера такая энергичная, она поднимает, заряжает, настраивает на борьбу. Я считаю, что атмосфера здесь прекрасная.
Давайте немного пофантазируем, и представим, что у Вас есть возможность стать непосредственным участником любого исторического события. Расскажите, кем бы Вы хотели стать и почему?
Где хотел бы быть в качестве участника – таких событий много. Это, в первую очередь, все войны, которые вела Россия, особенно Отечественные Войны восемьсот двенадцатого и девятьсот сорок пятого года. А что-то изменить...Вы знаете, Александр Пушкин великолепно сказал: «Мне не все нравится в моем Отечестве, но видит бог, я бы никогда не хотел иметь другую историю, чем ту, историю, которую нам бог дал».
Комментарии (0)