Министр МЧС Сергей Шойгу на одной из встреч с педагогами сказал жесткие, но точные слова: «Математика и литература, конечно, нужны школьнику, но зачем и кому они пригодятся, если случится трагедия из-за незнания ребенком элементарных правил поведения в чрезвычайных ситуациях.»
Тема: «Формирование компетентности школьников в процессе изучения ОБЖ.»
«Повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг.»( Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года)
Выбор данной темы мною не случаен, он обусловлен следующим:
Во-первых, в течение многих лет я наблюдал за поведением учащихся, оказавшихся в нестандартных ситуациях (спортивное ориентирование, «Зарница», «Орленок», «Туристическая эстафета», «Школа выживания») видел как взрослеют и мужают ученики, как появляется у них чувство уверенности в себе, желание преодолеть возникшие трудности.
Во-вторых, в эпоху новых социально-экономических условий, жесточайшей конкуренции за жизнь, необходим такой человек, который мог бы суметь реализовать свои потенциальные способности и возможности, который был бы здоров не только физически, но и нравственно, другими словами, был бы конкурентоспособен в нашем мире. Именно такие качества: инициативность, сила воли, ответственность, высокая духовная нравственность, гражданственность помогает формировать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», который я веду.
В-третьих, сами учащиеся подтверждают необходимость заниматься самопознанием, саморазвитием, самовоспитанием по данной теме вопросами, которые они мне задают в процессе обучения и воспитания.
В-четвертых, только здоровый во всех отношениях человек может строить общество, создавать новые интеллектуальные и материальные ценности.
Социуму нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к вступлению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать жизненные и профессиональные проблемы.А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенции» и «компетентности».
Определение выпускника, владеющего компетенциями то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, -называют компетентностным подходом.
Согласно последней Концепции модернизации образования на период до 2013 года образовательная область «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначается:
♦ для формирования компетентности человека в области безопасности жизнедеятельности, становящейся ключевой в наступающей постиндустриальной эпохе,
♦ для формирования нового сознания общества, необходимого для его выживания и развития в XXIвеке.
♦ Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого. инициативного, компетентного гражданина России (стратегическая проблема РФ до 2020 года, новая цель развития образования)
Цели введения образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» при модернизации образования значительно шире тех, которые пока решает известный всем предмет ОБЖ.
В основу моей педагогической концепции вошли вопросы модернизации Российского образования, основной задачей которой явилось обновление содержания образования. Главным условием решения этой задачи является выполнение государственного стандарта общего образования, куда включены темы из разных областей знаний:
· валеологии;
· экологии;
· военной службы;
· гражданской обороны.
Согласно разработанной и широко одобренной Концепции развитие содержания ОБЖ в статусе образовательной области предусматривает:
§ введение в федеральный компонент содержания вопросов обеспечения национальной и глобальной безопасности при переходе человечества к устойчивому развитию, понятия о духовно-нравственном здоровье как условии безопасности жизнедеятельности человека;
§ систематизацию и привязку всех изучаемых вопросов безопасности жизни и жизнедеятельности к обеспечению национальной безопасности как основы решения всего комплекса тесно взаимосвязанных проблем безопасности человека.
Образовательная компетентность – следствие личностно – ориентированного обучения, поскольку относится к личности учащегося и формируется только в процессе выполнения им определенного комплекса действий.
Модель предусматривает формирование компетенции школьника в четырёх направлениях:
· формирование базовой компетенции, к которой относится умение использовать анализ, сопоставление, сравнение, систематизацию, принимать решения, прогнозировать, соотносить результаты действия с выдвигаемой целью;
· формирование личностной компетенции, которая позволяет сформировать у ребенка такие качества, как ответственность, организованность, целеустремленность;
· формирование социальной компетентности- ребенок должен научиться безопасно организовывать свою жизнь, в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, уметь взаимодействовать в социуме, руководствуясь социально значимыми ценностями;
· формирование профессиональной компетенции, позволяющей безопасно трудиться по выбранной профессии.
1.2. Компетентность в области ОБЖ
Компетентность в области основ безопасности жизнедеятельности
Ø заключается в понимании и способности к предвидению ситуаций, опасных для человека, общества и окружающей среды, и рациональному поведению в случае их возникновения.
Ø Означает осознание личной ответственности за благополучие окружающего мира и базирующееся на нем собственное благополучие.
Ø Опирается на систему мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, нравственных норм, научных знаний, практических умений и навыков, закладывающую основы:
• здорового образа жизни и физической культуры личности;
• рационального поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
Таким образом, компетентность в области ОБЖ соответствует базовым целям развития страны в XXIвеке, способствуя обеспечению индивидуальной, национальной и глобальной безопасности при переходе цивилизации к постиндустриальной эпохе.
1.3. Основная цель и задача курса ОБЖ
При попытках охватить курсом ОБЖ как можно больше знаний, нельзя допускать, чтобы он превратился только в теоретический курс.Считаю, что ни одна существенная тема ОБЖ не может обходиться без практики. Роль практики во многих темах ОБЖ исключительна. Где практика невозможна, я провожу ролевые игры, имитации, добиваюсь цели демонстрацией действий на экране телевизора, компьютера. Активная роль учащегося в овладении курсом представлена максимально, что приводит к повышению знаний. Я стою за практику как приоритет.
Основная цель: обеспечить безопасность человека, исключить причинение вреда его существованию. Необходимо учитывать, что специфика данного предмета предусматривает рассмотрение не столько самих процессов и явлений,включая механизм формирования и территориальность распространения, сколько их способность нанести вред населению, экономики. Ключевая задача: формирование знаний о способах защиты, умении и навыков самоспасения при возникновении опасностей. Таким образом учить детей ПРЕДВИДЕТЬОПАСНОСТЬ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ ЕЕ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ.
1.4. Формы и методы обучения ОБЖ
Традиционной и ведущей формой проведения уроков в старших классах является школьная лекция. Это эффективная форма при изучении нового материала, так как позволяет рассмотреть большой объем событий. Важно, чтобы лекция не превратилась в односторонний поток информации, льющийся на учеников, который они уже через 25-30 минут перестают воспринимать.
Любая лекция значительно выигрывает, если слова учителя подтверждаются иллюстративным материалом. Сегодня в качестве иллюстрации я стараюсь использовать слайды и видеофильмы. Использование видеоматериалов не только украшает урок, но делает информацию более доступной, привлекательной, запоминающейся.
Не менее эффективными в работе являются методы и приемы совместной деятельности учителя и учащихся:
· практические работы, в ходе которых учащиеся приобретают определенные навыки и умения, основанные на теоретических знаниях. В дальнейшем они помогут учащимся преодолеть стресс при возникновении опасности в реальных условиях;
· экскурсия— как иллюстративный материал к разделу ВС.
· письменные творческие работы (доклады, рефераты, сочинения);
· краеведческая и поисковая деятельность;
· проблемно-нравственные ситуации;
· самостоятельная работа. Целью таких работ является именно самостоятельное получение теоретических знаний при пользовании различными источниками информации;(НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС)
Вывод: Методы обучения ОБЖ обуславливаются содержанием предмета и обеспечивают его усвоение учащимися. Ошибка в выборе метода обучения приводит к снижению эффективности учебного процесса. Я считаю, что соответствие метода изучаемого материала — важнейшее условие качества образования.
1.5 Педагогические технологии
В своей работе я активно использую современные педагогические технологии:
> Элементы модульного обучения;
> Здоровье сберегающие технологии;
> Игровые технологии;
> Информационные технологии;
> Проблемное обучение.
Главным в курсе ОБЖ я считаю научить детей тому, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, как не попасть в них, как выжить в условиях города и природы.
Есть знания, которые нужны каждому человеку, независимо от получаемой профессии.(Д.А.Медведев)
На своих уроках я практикую решение ситуационных задач на разных этапах.
Теория без практики — мертва и бесплодна, практика без теории — слепа и бесполезна.Это – истина, не требующая доказательств, ибо ее проверила сама жизнь.
2.1.Основы военной службы как одно из направлений ОБЖ
Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования основ безопасности жизнедеятельности включает в себя и вопросы на знание основ военной службы, что также находит отражение в моей деятельности.
В работе по данномунаправлению я выделяю основные задачи:
1. создание эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей развитие у молодежи верности Отечеству, государству,честному выполнению воинского долга;
2. повышение престижа государственной и военной службы;
3. воспитание у учащихся духовно — нравственных ценностей, предполагающих развитие стремления личности к самосовершенствованию;
4. воспитание гражданственности, коллективизма и готовности к военной службе;
5. обучение практическим навыкам обеспечения своей безопасности и оказания помощи в условиях экстремальных ситуаций (по курсу ОБЖ).
2.2. Патриотический аспект в курсе предмета ОБЖ
При планировании патриотического аспекта в курсе предмета ОБЖ я пришёл к выводу, чтоурок является главным элементом исторического образования, однако и у него есть некоторые недостатки: во-первых — временные рамки; во-вторых, ограниченность содержания урока, обусловленная требованиями Эти недостатки урока компенсирует внеурочная деятельность по предмету и реализует работа кружка «Патриоты России», программа которого отмечена грамотой Начальника Отдела образования Администрации города в конкурсе по военно — патриотическому и нравственному воспитанию. Внеурочная деятельность является логическим продолжением урока, имеет наиболее ярко выраженные воспитательные функции и строится с учетом интересов учащихся, возможностей учителя и учебного заведения. Эта деятельность разнообразна по форме и содержанию и тем привлекательна для учащихся. Это участие в военизированных играх «Зарница» и «Орленок», проведение «Фестиваля допризывной молодежи», соревнования по стрельбе, работа с допризывной молодежью, военкоматом (сбор характеризующего материала для постановки на воинский учет; контроль за прохождением медицинского освидетельствования; индивидуальные беседы с учащимися, желающими поступать в военные учебные заведения, взаимодействие с воинской частью № 44284), планирование и проведение «Дня защиты детей», недели безопасности, несение вахты памяти на Посту №1) .
Среди основных форм патриотического воспитания я особо выделяю:
· восстановление и укрепление военно- шефской работы;
· создание профильных военно- патриотических классов;
· участие в проведении «Вахты памяти»;
· шефство над памятниками и мемориальными досками.
Вера в Россию, в её будущее – это основа, краеугольный камень всей системы патриотического воспитания.
Гражданское воспитание характеризуется таким определением, как гражданственность. Человеку с четкой гражданской позицией до всего есть дело, он за все чувствует себя в ответе. Для него понятие Родина свято.
<o:p> </o:p>
Помните, у Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Достижение поставленной цели по воспитанию нравственной личности реально при тесном взаимодействии учителя и семьи, классного руководителя, работников социально – психологических служб
В конечном счете, представленная система позволяет:
Ø воспитать у учащихся ответственность за личное и общественное здоровье;
Ø сформировать навыки безопасной трудовой и повседневной деятельности;
Ø воспитать качества, характерные для настоящего гражданина, патриота, гуманиста.
Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей — значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход в деле воспитания молодежи.
За многие годы своей деятельности я пришел к выводу, что ведение курса «Основ безопасности жизнедеятельности» способствует не только получению определенной суммы теоретических знаний и практических навыков, но в большей степени помогает личности расширить ее потенциальные возможности и способности, помогает разумно применять свои умения в экстремальных ситуациях.
Программа курса «Основ безопасности жизнедеятельности» позволяет формировать самосознание человека в позитивном направлении, способствует развитию высоконравственных качеств личности.
Поэтому, продолжая эту работу, я ставлю следующие задачи:
1. Добиться более высоких показателей по таким нравственным качествам, как: трудолюбие, целеустремленность, инициатива;
2. В сотрудничестве с педагогическим коллективом, узкими специалистами школы, родителями учащихся продолжать работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся, искоренению вредных привычек среди школьников (курение, алкоголизм, употребление психически активных веществ), пропаганде здорового образа жизни;
3. Совершенствовать просветительскую работу среди родителей, учащихся школы по формированию гражданских, военно-патриотических качеств учащихся, как будущих защитников Отечества;
4. Повышать свой профессиональный и методический уровень, активно участвовать в работе городского методического объединения преподавателей -организаторов ОБЖ, членом которого я являюсь уже 5 лет, и во всех делах своей школы
Однако формирование нравственных начал процесс очень сложный и долгий и должен идти постоянно.
Россия должна вновь стать великой державой !
В.В.Путин
Сначала надо воспитать гражданина, ну а потом гражданственность воцариться в России!!
Д.А.Медведев
Комментарии (0)