Бегущая строка
article164.jpg

Развитие и формирование целостного художественного восприятия мира с позиции "диалога культур" у детей младшего школьного возраста.

«Развитие и формирование  целостного художественного  восприятия мира с позиции «диалога культур» у детей младшего школьного возраста».

 

Звонкова Л.А

 

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

центр развития творчества детей и юношества г. Хабаровск.

 

        

 

          Сегодня, одной из основных  задач стоящей перед  педагогической теорией и практикой является воспитание человека  культуры, отвечающего требованиям демократического, гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества.

Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, идеалы и ценности, которые формируются, как его результаты.

Особенно это актуально для детей младшего школьного возраста, когда складываются идеалы и вкусы,  когда более зримо приобретает очертания весь склад личности и мировоззрения ребенка. Поэтому решение  педагогических задач по развитию и формированию художественного восприятия мира  ребенка младшего школьного возраста, напрямую зависят от реализации потребностей детей в постоянном общении с произведениями народного искусства, как источника пробуждения  любви к Родине, патриотизма, гордости за достижения мастеров народного творчества.      

Поскольку Дальний Восток входит в состав Азиатско — Тихоокеанского Региона, то перед нами стоит  задача не только в  развитии художественного восприятия ребенка, на примере русского народного творчества, но и создание условий для  формирования   целостной картины мира школьника средствами традиционного искусства Японии, Индии, Китая, Кореи, а также  народов Приамурья. Здесь специфической чертой мироощущения является органическое единство предметной среды с внутренним состоянием человека, его эмоциональным, душевным состоянием и мировоззрением. Даже самый неразвитый ребенок все равно находится сейчас в том или ином культурном и информационном поле.   В настоящее время, это становится особенно важным, так как наблюдаются тенденции  стирания национальных и государственных границ, свойственные нынешнему культурному и образовательному процессу.

    В связи с тем, что    младший школьный возраст — самая благоприятная среда для формирования внутреннего стержня, «компаса» нравственности  и  установки приоритетов и ценностей, то  для раскрытия темы актуальным становится осознание и осмысление благоприятных условий для развития эмоционально-духовного опыта общения ребенка с миром традиций и национальных ценностей с позиции «диалога культур».

     Целью нашей работы является осмысление и анализ процесса развития и формирования целостного художественного восприятия мира  детьми младшего школьного возраста с позиции «диалога культур».

     Для достижения поставленной цели  сформулированы следующие задачи:

1.     Рассмотреть  особенности формирования художественного восприятия мира детьми младшего школьного возраста.

2.     Показать влияние диалога культур на развитие художественного восприятия мира.

3.     Проанализировать результаты процесса развития художественного восприятия мира с позиции «диалога культур», воспитанников творческого объединения.

Основные задачи работы объединения по развитию и становлению человека культуры:

·        Синтез  российской, этнической и восточной  культуры  в содержании художественно-эстетического направления;

·        Создание  положительной поликультурной среды обучения и воспитания;

·        Развитие творческой личности средствами декоративно – прикладного искусства;

·        Воспитание нравственных качеств личности;

·        Развитие способностей оперирования информацией;

Свою деятельность выстраиваю на основе следующих педагогических принципов  работы с детьми младшего школьного возраста в творческом объединении «Русский лубок»:

·        принцип взаимодействия педагога и учащихся на основе сотрудничества;

·        принцип гуманизма;

·        принцип творческой направленности;

·        принцип  тесного взаимодействия педагога с семьями воспитаников;

·     принцип культуросообразности и поликультурности;

·        принцип системности;

·        принцип комплексности.

Вся учебно-воспитательная работа  с детьми младшего школьного возраста выстраивается в соответствии с содержанием, заложенным в образовательной программе «Русский лубок».

Для реализации данной программы  нами созданы психолого-педагогические условия:

·       Опора на опыт эмоционально – непосредственного восприятия;

·       Осуществление художественного развития ребенка на основе естественного процесса развития изобразительной функции детского творчества;

·       Ступенчатость в развитии художественного восприятия;

·       Опора в процессе обучения на собственную художественно – практическую деятельность ребенка;

·       Использование игры, как ведущего метода обучения.

   Существующая психологическая практика и опыт нашей работы позволяют нам констатировать, что младшие школьники обладают благоприятными предпосылками для развития художественного мировосприятия. Образность и эмоциональность восприятия, присущие детям, являются благоприятными предпосылками развития художественного восприятия. Ребенок, выделяя в восприятии некоторую часть реальности, стремится оформить ее в целостный, эмоционально насыщенный образ, тяготеющий к художественному.
     Восприятие маленьких художников отличается ярко выраженной эмоциональной оценкой на создание образа. Как подчеркивает Р. Арнхейм [8], именно в восприятии проявляется способность человека "воображать", придавая образ предмету, явлению. Самый низкий уровень образности — "декоративный" образ, "метафора-безделушка", основанная на лишь внешнем сходстве предметов, в них игнорируется связь внешнего предметного мира с внутренним миром человека. Более высокой ступенью образности являются "сталкивающий" образ. В нем сходство предметов не в форме, цвете или других внешних признаках объектов, а в близости вызываемых ими чувств. Высшие типы образности ("глубинный" и др. образы) отличают три основные особенности: неподатливость картинно-зрительному восприятию — метафоры лишь намекают на предмет, используя образ "ниже уровня четкой видимости".

    У большинства детей возрастает интерес к деталям.
Опираясь на развивающуюся наблюдательность, дети используют более индивидуальные образные сравнения. Число неэмоциональных перечислений признаков увеличивается. Этот интересный факт, по-видимому, объясняется началом школьного обучения, направленным на формирование рационально-логического мышления.

      К третьему классу дети начинают утрачивать эмоциональность восприятия, однако интерес к внешнему облику объекта, способность к обобщению по комплексу признаков у них представлены широко.

     Вместе с тем, художественное восприятие не может быть развито в полной мере у детей младшего школьного возраста, прежде всего на уровне осознанности этого процесса, поскольку эмоциональныеи чувственные характеристики предметов в восприятии младших школьников, еще не "сплавлены" в единой стратегии, ведущей к созданию целостного художественного образа мира.   

   В то же время, художественное развитие, отношение человека и восприятие  мира в целом, по мнению многих художников, психологов и педагогов, является основополагающим моментом художественного творчества. В связи с этим, для нас важным становится выявление тех психолого-педагогических условий, которые являются благоприятными для  развития личности ребенка.

С этой целью мы предлагаем рассмотреть четкую дифференциацию понятий «эстетическое» и «художественное». Первое понятие представляется универсальным, подразумевающим такую человеческую деятельность, которая осуществляется по законам красоты, а второе — «художественное», отождествляется только с художественной деятельностью человека, результатом которой является определенное произведение искусства. При этом  художественное восприятие действительности и мира в целом, характеризуется постоянной направленностью на создание художественных образов и рассматривается, как проявление художественной одаренности или художественных способностей детей.

Одним из основных психолого-педагогических условий для развития художественного восприятия мира ребенка является – мотивация.         А.А. Мелик-Пашаев рассматривает эстетическое отношение к действительности и к миру в целом, как основной мотивирующий художественное творчество фактор. Художественное отношение отличает осознанное переживание единства с миром, неутилитарность, специфическая восприимчивость человека к чувственному облику предметов и явлений, к форме как выражению внутреннего состояния, созвучного человеческому бытию [4]. 

    Для развития и поддержания мотивации у детей нами используется  игровое обучение. Чтобы у ребёнка возникло желание выполнить учебное задание, нужно провести специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации.

    К детям на занятия приходят их любимые игрушки, герои сказок, рассказывается вымышленная история о нуждах и заботах этих персонажей и предлагается помощь детей.

Важнейшая составляющая духовного развития ребёнка, способствующая становлению его самосознания – мир художественной культуры. Воздействие культуры на внутренний мир ребенка является опосредованным – через ценностные ориентации и коммуникативные навыки, усваиваемые в процессе контакта с миром культуры.

Вторым психолого-педагогическим условием развития художественного восприятия мира является аконстантность (М. Старчеус) [9]. Она неразрывно связана с ощущением непрерывной изменчивости мира.   Аконстантность является толчком для работы творческого воображения.Самоидентификация ребёнка всегда осуществляется в рамках культуры, в лоне которой он живёт и развивается. «Выступая в роли активного действующего субъекта, осваивающего и познающего материальный мир, ребёнок активно «конструирует» своё Бытие, с помощью взрослых создавая среду своей жизни, адаптируясь к различным ситуациям и обстоятельствам» [9].

     Третьим условием, как важнейшим механизмом творческого восприятия, является акцентирование, то есть выделение из бесчисленного многообразия впечатлений нескольких наиболее характерных черт (Р. Арнхейм, М. Арнаудов, З.Н. Новлянская) [8].

   Ярко проявляется стремление ребенка к переработке образа, выделение в предмете главного, характерного, а также тенденция к образному сближению объектов, то есть умение видеть один предмет сквозь «призму другого».

    Однако,  бурный расцвет образного мышления, являясь проявлением "наивной" креативности (B.C.Юркевич) [10], в то же время, с точки зрения художественного развития способностей может порождать множество образных сравнений, которые являются лишь некоторыми задатками, но не говорят о полноценном художественном видении. Эстетическое восприятие связано с реакцией субъекта на форму воспринимаемого объекта, то художественное восприятие – с познавательно-ценностной, духовной деятельностью субъекта, результатом которого является представление субъектом единства формы и содержания воспринимаемого объекта.

     Педагогическая модель развития художественного восприятия детей младшего школьного возраста в области декоративного творчества на основе комбинирования элементов языка декоративного искусства является моделью восприятия ребенком  от эмоционально-непосредственного до художественно-игрового, а позже до художественно-коммуникативного. Диалог и взаимопроникновение, общение и обособление, взаимодействие и отталкивание, связи и противопоставления — все это характеризует особенности мирового культурного процесса.

    Установление ребенком отношений с миром и психологических контактов с окружающими людьми через утверждение позиции понимания и принятия мира обеспечивает созидание целостного личного мира.

   В современном мире понятие «диалог культур» более усложняется в силу комплекса обстоятельств. С взаимодействием культур разных народов связаны и современные проявления фундаментальных проблем. Культура не терпит единомыслия, она диалогична по природе и по своей сути.

   Развитие национальных  ценностей показывает определенный стандарт общения, но японец остается японцем, нанаец — нанайцем, а китаец — китайцем. Особенности их культур приводят к существенным различиям в восприятии окружающего мира — одни и те же выражения скрывают совсем разный смысл.

    Каждая национальная культура развивается самостоятельно, уважая свои корни и традиции, но в, то, же время, эволюционируя к ценностям и взглядам, которые позволяют жить в гармонии с другими культурами. Здесь возможен диалог на микроуровне (внутренний диалог) и на макроуровне (внешний диалог между индивидами, человеческими сообществами, ассоциациями, системами образования, нациями, странами и т.д.). Огромные возможности нам представляет интернет.

       Художественное восприятие способствует становлению человека эмоционально-окрашенного, ассоциативно — многогранного, осмысленного на уровне содержания и формы образа мира. Каждый ребёнок — это отдельный мир со своими правилами, поведением, мыслями. 

    Мотивационным аспектом практической деятельности, являются экскурсии в музеи, посещение выставок, пленэры, создание проектов, подбор материалов с помощью ИКТ технологий и др. Так, походы в художественный и краеведческий музеи, стали реализацией потребности детей в постоянном общении с произведениями искусства, как источника пробуждения  любви к Родине, патриотизма, гордости за достижения мастеров народного творчества.   Особый интерес у детей вызвала деревянная скульптура. С точки зрения самобытности, своеобразия и происхождения  идей и представлений, которые с ней связаны, у ребят сложилась определенная картина мира аборигенов.Рассматривая сэвэны и бурханы — ритуальные скульптуры размером от нескольких сантиметров до 1,5 метров высотой, имеющих отрешенный странный вид, я акцентировала внимание детей на формообразовании в объемной резьбе по дереву.   Форма амулетов, как говорят резчики, построена на фасках. Обобщенность объемных форм, лаконичность обработки, мастерское владение материалом отличает мастеров малых народностей.

      Особенно запомнилась детям поездка в поселок Сикачи — Алян на места стоянок аборигенов. Свое внимание дети остановили на удивительных наскальных рисунках (петроглифах) поразивших их воображение. На берегу Амура, расположившись среди священных камней Сикачи Аляна, ребята нарисовали этюды уголков природы, которые их больше всего взволновали. Окружающая природа, берег Амура, петроглифы — все это вдохновило детей к творчеству, а также бережному отношению к природе,  сохранению памятников культуры.

     Вернувшись в город, сравнивая, стилизуя и декорируя, образно сближая объекты и рассматривая один «сквозь призму» другого,  воспитанники создавали свои талисманы, амулеты, обереги, наделяя их духовными ценностями и силой (исцеления от недугов, болезней, в том числе и от дурных привычек). Реализуя свои фантазии, впечатления, они  овладевали приемами и технологией резьбы по дереву.

    Осуществляя свою педагогическую деятельность, я  стараюсь уделять внимание  учащихся, как на  общее в технологии обработки древесины, так и на отличие    в решении формообразования объемов и плоскостей в  мелкой пластике народов Приамурья, т.е. ее малых форм (японских, китайских, корейских нэцкэ, богородской деревянной игрушке и африканской скульптуре). Вкладывая частицу души в каждое созданное произведение, художник  тем самым обогащает мир красотой и любовью.   

    Сравнивая орнамент в резьбе по дереву, дети осознали, что он в основном выполняется контурной резьбой, лишь иногда имеет место  плоскорельефная резьба.  Обращаю внимание учащихся, на то, что происхождение орнамента тесно связано с самой техникой изготовления предмета, поэтому ребята осознали, что изначально орнамент у  народов Приамурья  использовался для украшения человеческого тела (раскраска, татуировка)  и имел магические функции. Со временем его символы и мотивы утратили свой первоначальный смысл. Многообразие форм, эклектичность и пластичность орнамента позволили детям узнать широкий спектр различных его образцов.            

     Раскрывая на занятиях историю становления народных представлений о мироздании, рассматривая мифы о сотворении мира и вселенной, находим много общего с древними образами Российского государства. Сравнивая и изучая технологии и приемы, национальные традиции и способы их подачи зрителю, особенности передачи духовного состояния в объеме и на плоскости русскими мастерами – художниками и мастера  народов АТР, воспитанники видят те — же солнечные диски  или солярные круги, коней, птиц, растения и «древо жизни».Например, удивительное «древо» дети   видят на свадебных халатах, как нанайских невест, так и на кимоно японцев. Все они проникнуты поэтическим восприятием мира  с ритмическим чередованием времени суток, времени года и т. д.Древо — во всех культурах является воплощением материнской заботы, жизненной силы, плодородия, воскрешения, а также связующим звеном  между землей и небесными силами.

     Формообразующие элементы спирально- ленточного орнамента народов Приамурья, схожего с китайским и японским народными орнаментами, передают детям яркий колорит красок природы. Так, мои     воспитанники постигают тайны орнамента народов Приамурья, который всегда служил для украшения предметов быта. Они понимают, что нельзя, например, орнамент для халата вышить на одеяле или на подушках, т. к. узоры халата могут иметь магический или символический смысл.  

     При изучении русского искусства и искусства народов Азиатско — Тихоокеанского Региона происходит, как бы «диалог культур» — это новый виток в сознании и развитии учащихся о сообществе и отношениях между собой растительных и животных организаций.

Художественное восприятие действительности и мира в целом, характеризуется постоянной направленностью на создание художественных образов, выражающих эмоциональную оценку предметов и явлений окружающего мира. Оно способствует становлению человека эмоционально-окрашенного, ассоциативно — многогранного, осмысленного на уровне содержания и формы образа мира.Опора на диалогизм, как основное определение всякого мышления и педагогического в особенности, способствуют развитию художественного восприятия мира в целом.

      Благоприятными предпосылками развития таких качеств, как     образность и эмоциональность восприятия, присущие детям младшего школьного возраста.Поэтому стимулирование творческой активности, развития и поддержания мотивации детей возможно только через  игровое обучение.На основе новых художественных впечатлений у детей  развивается  художественный вкус и эмоциональная сфера. Стремление к самостоятельному выбору и  созиданию нового, включенность в творческую деятельность, терпение, владение основными интеллектуальными умениями, усидчивость, способность доводить начатое дело до конца – стали характерной чертой детей творческого объединения «Русский лубок». Попробовав резать, расписывать, делать аппликацию, дети стали   уважительней относиться к творчеству нанайских, ульчских, японских и китайских народных мастеров.

«Диалог культур» является мотивационным моментом в развитии образности  и эмоциональной восприимчивости детей младшего школьного возраста, следовательно, художественного восприятия мира, поскольку приводит к углублению культурного саморазвития, к взаимообогащению за счет иного культурного опыта, как в рамках определенных культур, так и в масштабах мировой культуры. Культурный человек никогда не поднимет руку на произведения искусства по — национальному или конфессиональному признаку.     

Прикосновение к искусству народов Приамурья предоставило возможность актуализировать становление и развитие эмоционально-духовного опыта общения детей с миром традиций и национальных ценностей аборигенов, позволило воспитать в детях принятие инаковости  («Я и другой», « Я плюс другой», «Я, как часть другого»), доброжелательность и толерантность, как способ преодоления противоречий национального сознания.

Проанализировав результаты процесса развития художественного восприятия мира с позиции «диалога культур» мы обнаружили, что у ребят развито чувство гармонии с миром, которое выглядит как закономерность, поскольку коренится в психике ребенка младшего школьного возраста и составляет основу композиционного дара человека. В связи с этим и происходит формирование целостного художественного восприятия мира с позиции «диалога культур».

 

  

                               Литература:

 

1.     Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — Электронная библиотека психологии эстетики. — www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/arnh/index.php

2.     Краски земли Дерсу. Фоторассказ об искусстве малых народов Приамурья. — Хабар. Книжное издательство,1982 г.

3.     Мелик-Пашаев А. А.  Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников 89'1. — с.15. -  www.kolmogorovschool.ru/show.html

4.     http://artruss.ruibdex

5.     www.bogorodskaigrushka.ru

6.     Орнаментальное искусство ульчей: мастера и традиции. – Хабаровск, 2003

7.     Старчеус М. С. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. – М: «Академия», 1996. – 416 с. (С.279- 318)

8.     Юркевич В.С. Методика «Древо желаний». — psylist.net/promet/00017.htm

 

 

 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Scroll To Top